05.03.2010 | 12:51

100 лет со дня рождения Константина Сергеева

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Константина Сергеева. В истории советского балета имя этого танцовщика и хореографа занимает особое место: он был ведущим солистом, затем всевластным главным балетмейстером Кировского театра. Первый исполнитель партии Ромео в легендарном балете Прокофьева и первый постановщик его же "Золушки", специально написанной композитором для кировской труппы. На протяжении сорока лет Сергеев определял стиль и облик ленинградского балета. Рассказывают "Новости культуры".



Константину Сергееву подражали танцовщики многих поколений. Его принцев считали идеальными, рыцарей безупречными. Он стал учиться балету в четырнадцать лет на вечерних курсах. Их открыли впервые за всю историю хореографического училища, как будто специально для него. Юного танцовщика заметили и пригласили в труппу Иосифа Кшесинского. Кочевая гастрольная жизнь Сергеева не пугала, но его педагог Виктор Семенов посчитал это изменой большому искусству, и Сергеева выгнали за месяц до окончания курсов. Пришлось поступать заново. Диплом с отличием открыл двери Кировского театра. "Эталонный образец, с хорошей техникой, проникновением в роль", - говорит Владимир Васильев.

Дуэт Сергеева с Улановой стал звездным. На их "Лебединое озеро" было не пробиться. Сергеев и Уланова всего два сезона танцевали "Ромео и Джульетту" перед войной, но именно его легендарная балерина считала "единственным и неповторимым Ромео". Сергеев остался верен своей Джульетте-Улановой: он никогда не танцевал этот балет с другой партнершей.

Педагог-репетитор Большого театра Людмила Семеняка рассказывает: "Я - ученица Улановой, а он был ее партнером. С детства со стен на меня смотрели фотографии: Уланова и Сергеев - идеальная пара, которой потом все подражали, пытались создавать такие дуэты".

Во время войны Кировский театр эвакуировали в Пермь. Там у Сергеева появилась новая партнерша - Наталья Дудинская. После войны они стали самой яркой парой в Кировском. Их вальсы зрители требовали на бис. Экстремальные поддержки буквально гипнотизировали публику: Дудинская летела через всю сцену, а Сергеев, заложив руки за спину, не спешил ловить ее.

Людмила Семеняка говорит: "От него потом отталкивались поколения танцовщиков, потому что он был по-настоящему благороден, классичен на сцене, он был идеалом классического танцовщика".

"Золушка" была первым балетом Константина Сергеева как хореографа. И сразу триумф. Десять лет спектакль не сходил с афиши Кировского театра. Затем Сергеев создал новые редакции "Лебединого озера" и "Спящей красавицы", слегка изменив хореографию Петипа.

Владимир Васильев рассказывает: "Он сохранил, перевел в некое иное измерение то, что было создано другими до него. Поэтому его редакции до сих пор считаются классическими".

Сергеев долгое время руководил Кировским балетом и хореографическим училищем. Он был консервативен во взглядах - только чистый классический танец, только школа советского балета. Он не признавал западный авангард, современный танец для него - не искусство. "Он все время как-то давлел и боролся даже с новыми течениями, которые ему казались не возможными для развития советского балета", - говорит Владимир Васильев.

Это не помешало Западу оценить уникальную личность Сергеева . В Европе шли его балеты и мастер-классы. Ленинградский стиль стал явлением мирового искусства.