05.03.2010 | 23:36

Журналистика будущего, или будущее визуального искусства. Выставка в Москве

Вслед за Гаражом столичной кондитерской фабрики "Красный Октябрь" ее Шоколадный цех превращен в площадку актуального искусства. Здесь развернулась выставка документальных мультимедийных проектов. На самом деле, словами "документальные" и "мультимедийные" обозначено нечто, название чему толком еще не придумано. Двадцать авторов из разных стран – фотографы, режиссеры, журналисты – те, кто, так или иначе, связан со средствами массовой информации. Впрочем, они сделали не репортаж, не фотовыставку, не колонку в газете и не интервью. Это какой-то намек на журналистику будущего и на будущее визуального искусства. Название соответствующее – "Проекции реальности: столкновение с (не)знакомым". Рассказывают "Новости культуры".



Реальность – это соответствие действительности по Аристотелю. Но есть небольшая проблема со словом "соответствие" и со словом "действительность". Ведь соответствовать можно по-разному, да и действительность у всех далеко не одинаковая.

"То, что мы здесь показываем, это вещи тех, кто находится в авангарде визуального повествования. То есть в какой-то момент им стало просто не интересно заниматься только фотографией, и они стали экспериментировать со звуком, видео и тем, как это все сложить вместе", – поясняет куратор Лиза Фактор.

Например, Тодд Хайслер рассказывает о проекте "Один из восьми миллионов" мультимедийной редакции New York Times. В нем есть все составляющие традиционной журналистики: яркие фотографии, занимательные истории, маленькие интервью. Но все вместе это что-то иное.

"Каждую неделю журнал выпускал вот такую зарисовку о каком-либо жителе большого города. Некоторых персонажей находили сами репортеры. Это были люди, которые по каким-то причинам не вошли в их репортажи, некоторых героев мы нашли по соседству – например, сыродела или официантку", – рассказывает Тодд Хайслер.

Все началось с осознания проблем – визуальную информацию в традиционных СМИ все труднее воспринимать. Самое интересное все чаще остается за кадром, серьезная документалистика почти исчезла со страниц журналов, качественную информацию в Интернете также сложно найти. Дальше получилось вот что: в отдельные боксы поместили проекции. Это не видеоарт, мимо которого можно фланировать. Это нарратив, истории, рассказанные с помощью высокого разрешения. К примеру, Тим Хезерингтон. Он когда-то изучал литературу в Оксфорде, потом стал военным фотокорреспондентом, потом – оператором, и режиссером. Он представляет "Спящих солдат" – свою интерпретацию военных действий США в Афганистане.

"Реальность такова, что я работаю для журналов и телевидения, но там, в Афганистане, я провел около пятнадцати месяцев в лагере Коренгал. Это рядом с границей с Пакистаном. Теперь я могу передать все свои ощущения того, что значит быть солдатом всем, кто там с нами не был", – заверяет Тим Хезерингтон.

Англичанин Дэниэл Медоуз выдвигает хиповскую идею о том, какой должна быть журналистика. На протяжении двадцати лет он колесил на старом дабл-дэке по своей стране, фотографировал обычных жителей Англии, жил в автобусе, там же проявлял фотографии, разговаривал с людьми, пытался составить средний портрет англичанина. Средний портрет не получился, а то, что можно увидеть на выставке, – нечто среднее между живым журналом, youtube, фотографией, видеоартом, репортажем. Действительно, столкновение с неизвестным. В скором времени – нашим будущим.

Читайте также:
Новый взгляд на репортерские фотографии представляет "Красный Октябрь"