05.03.2010 | 23:46

Константин Сергеев. Эталон романтического принца

Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения Константина Михайловича Сергеева – артиста балета, солиста и балетмейстера Кировского театра, танцовщика, хореографа, педагога. С его именем связаны блистательные страницы истории прославленного театра, который сегодня снова называется Мариинским. Но жизнь народного артиста СССР Константина Сергеева была посвящена Ленинградскому театру оперы и балета имени Кирова. Именно с этим театром он разделил и радость творчества, и международный успех. Рассказывают "Новости культуры".



Он поступил в балетное училище в четырнадцать лет. В 1930 году, окончив учебу, он пришел в Кировский театр и более трех десятилетий оставался ведущим исполнителем классических партий. Зигфрид, Дезире, Альберт... До него партию Зигфрида танцевали многие выдающиеся артисты балета, но именно Константин Сергеев стал эталоном романтического принца. Красивый, одухотворенный, трепетный. Когда Сергеев уже не выходил на сцену, образ его героя продолжал жить.

Артист лирического амплуа, в 1930-х он был партнером Галины Улановой. Их дуэт считается одним из лучших в мировом балетном искусстве. Во время войны Уланова уехала в Москву, и дуэт распался. В 1944 в Перми Константин Сергеев уже как балетмейстер начал работать над новым балетом "Золушка" на музыку Сергея Прокофьева. Репетировал с Натальей Дудинской в нетопленном здании школы при свечах. Через два года на сцене Кировского театра состоялась премьера. Постановку ждал ошеломительный успех.

В первой половине 1950-х и в 1960-е Сергеев – главный балетмейстер Кировского театра. Он обращается к классическому наследию, делает новые версии балетов Петипа. "Раймонда", "Спящая красавица", "Лебединое озеро", которое мы знаем, – все это версии Константина Сергеева.

Чтобы понять, как Сергеев реконструировал Петипа, нужно представить спектакли начала ХХ века. Много пантомимы, танцовщик на второстепенных ролях кавалера при балерине – только поддержки и восхищенные взгляды. Сергеев деликатно сократил пантомиму, дал мужчине-солисту возможность танцевать и блистать.

"Он считал, что танцовщик, артист балета – это представитель культуры и человек, который несет людям некий образец, некий идеал", – рассказывает народная артистка России Ульяна Лопаткина.

Не все спектакли, поставленные или реконструированные Сергеевым, сегодня идут на сцене Мариинского. К столетнему юбилею хореографа решили возродить "Золушку". В последний раз шедевр советского балетного искусства шел здесь десять лет назад. Теперь в постановке заняты ученики прославленной Академии имени Вагановой.

Читайте также:
100 лет со дня рождения Константина Сергеева

Константин Сергеев. Прекрасный принц русского балета