09.03.2010 | 10:00

Заочное образование в России: "за" и "против"

В середине февраля руководство Санкт-Петербургского университета объявило, что, начиная с этого года, ВУЗ не будет принимать абитуриентов на заочное отделение. Главный аргумент: эта форма обучения не гарантирует качественного образования. Подобной точки зрения придерживаются еще несколько ведущих ВУЗов страны. Так, в МГУ заочное отделение есть только на одном факультете, а в МГИМО такой формы обучения не существует вовсе. Однако большинство высших учебных заведений не просто сохраняют свои заочные отделения, но и с каждым годом увеличивают прием студентов-заочников. Доводы "за" и "против" приводят "Новости культуры".



В начале 1990-х в России можно было насчитать порядка миллиона студентов-заочников, сегодня их уже более двух миллионов. Только в прошлом году российские ВУЗы приняли на заочные отделения более шестисот тысяч абитуриентов, что составляет порядка сорока двух процентов от общего приема. В своей популярности заочная форма обучения сегодня лишь незначительно уступает очной и сильно опережает вечернюю.

"Если есть спрос на это обучение, то не нужно системе высшего образования закрывать те возможности, которые предоставляются ВУЗами", – считает проректор по очно-заочному, заочному и дополнительному образованию Российского университета дружбы народов Виктор Понька.

Так почему же сразу несколько ведущих ВУЗов страны вдруг заявляют о своем намерении вовсе отказаться от такой формы обучения или значительно сократить прием? "Образование – это все-таки не рынок, – говорит Виктор Садовничий. – А потому критерий качества здесь гораздо важнее законов спроса и предложения". Ректор МГУ уверен: каким бы высоким ни был спрос на заочное отделение, подготовить специалиста по фундаментальным направлениям можно только очно.

"Невозможно подготовить физика, химика, биолога, почвоведа, геолога без того, чтобы эти студенты не проводили полгода в лабораториях, не занимались полевыми работами, не собирали установки и не работали непосредственно на передовом фронте науки", – заверяет Садовничий.

Сегодня учиться в МГУ заочно могут только будущие журналисты. Заочная форма на журфаке существует много лет и работает эффективно. Все дело в специфике профессии журналиста – освоить ее гораздо проще не в лекционном зале, а в настоящей редакции. Это как раз тот случай, когда практика важнее теории. Впрочем, для многих студентов работа – это не просто практика, но нередко и единственный способ заработать деньги на обучение.

"Не каждый человек в нынешней ситуации в мире и в России может себе позволить дневное обучение", – добавляет проректор РУДН Виктор Понька.

Например, за один год очного обучения на экономическом факультете РУДН по специальности "менеджмент" придется выложить почти двести тысяч рублей. Заочникам год обучения обходится почти втрое дешевле – семьдесят тысяч. Относительно невысокая цена заочного обучения – одна из главных причин ее популярности, но не единственная.

"Семья уже есть, и надо семью кормить. В нашей жизни сейчас не получится учиться и дома сидеть, если у тебя семья", – поясняет студент заочного отделения экономического факультета РУДН Вячеслав Кублицкий.

"Я спортом занимаюсь, на соревнованиях выступаю, у меня тренировки. Иногда на сборы уезжаем – то есть я не могу приходить в институт каждый день. Допустим, я уехал на сборы на две недели, неделя соревнований – то есть меня месяц нет. В таком случае меня отчислили бы, да и все", – рассказывает студент заочного отделения экономического факультета РУДН Сергей Чиж.

"Заканчивая пятый курс и одновременно работая, у меня будет опыт, и в то же время я получу диплом", – отмечает студент заочного отделения экономического факультета РУДН Альмира Абдурахманова.

Кстати, в дипломе форма обучения указана не будет – согласно инструкции о выдаче документов государственного образца о высшем профессиональном образовании. Получается, что в результате между очным и заочным обучением разницы нет. Формально. А вот содержание – иными словами, качество – часто страдает.

"Я выступал всегда и выступаю сейчас, и буду выступать против некачественной подготовки, потому что это пирамида. Она рухнет. Мы наготовим-наготовим, но эти дипломы не обеспечены знаниями. Эта пирамида обязательно рухнет, и больно будет всем: и обществу, и этим конкретным ребятам. Поэтому надо учиться глубоко", – уверяет ректор МГУ.

Учиться "глубоко" можно и на заочном отделении, считает ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар. Он не видит причин отказываться от заочной формы – особенно сейчас, в условиях экономического кризиса.

"Крайне необходимо перестраиваться, получать новое образование, получать новую квалификацию. Этот процесс все время усиливается, и он будет нарастать. Поэтому, конечно, непрерывное образование – это все формы образования: и очная, и вечерняя, и заочная", – убежден Ефим Пивовар.

"Заочная форма должна подкрепляться интерактивным дистанционным образованием. Представьте, я числюсь формально на заочной форме, но у меня есть возможность в конце дня задать вопросы лектору", – приводит пример Виктор Садовничий.

Так, лекцию по культурологии, которую читает преподаватель РГГУ в Москве, с помощью телемоста могут слушать студенты в Туле, в городе Ноябрьске Тюменской области и еще в нескольких регионах.

"Я живу далеко, в Кабардино-Балкарии, в Нальчике, и у меня нет возможности здесь постоянно находиться", – признается студентка заочного отделения Российского государственного гуманитарного университета Айнура Гамзаева.

"Это очень удобно из-за того, что я не отрываюсь от своего основного места работы и от своей семьи", – замечает студентка заочного отделения Российского государственного гуманитарного университета Светлана Сергеева.

Параллельно я учусь еще в одном институте – очно. В Тульском педагогическом университете. Такая форма обучения наиболее удобна, чтобы получить еще одно образование", – полагает студентка заочного отделения Российского государственного гуманитарного университета Дарья Дыкун.

Дистанционная форма обучения позволяет студентам напрямую общаться с преподавателем, задавать вопросы, участвовать в семинарах. Тесты они проходят в режиме он-лайн в любое удобное для них время.

"Преподаватель, общаясь с заочником, чувствует отдачу. Он видит заинтересованность человека. Как правило, получая образование заочно, человек идет на него сознательно, осознанно", – утверждает декан факультета дистанционного обучения Российского государственного гуманитарного университета Людмила Кузнецова.

Это происходит вне зависимости от формы обучения – очной или заочной. Главное, чтобы диплом был подкреплен качественными знаниями. А если знаний нет – стоит ли вообще тратить время и силы на получение высшего образования? Ведь "корочку" престижного ВУЗа можно и в переходе купить.