10.03.2010 | 11:16

Памятники архитектуры: воссоздание или реставрация

Сегодня в музее-усадьбе "Коломенское" специалистам будет представлен воссозданный деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Комплекс из нескольких теремов, возведенный в середине XVII века, современники называли "восьмым чудом света". Однако, простояло "чудо" всего сто лет и было снесено по приказу Екатерины Второй. Утраченный шедевр деревянного зодчества начали воссоздавать по оригинальным чертежам три года назад. Но уже тогда у многих специалистов возникли сомнения: стоит ли тратить колоссальные средства на строительство копии, если в городе есть десятки подлинных памятников допетровских времен, которые нуждаются в срочной реставрации. С защитниками идей и противниками "исторического новодела" встретились"Новости культуры".




Восьмое чудо света возродилось в чистом поле практически с чистого листа. Информации c середины XVII века, то есть со времени строительства, до нас дошел минимум. Из подлинных предметов интерьера сохранился только этот деисусный ряд. Здесь фотокопии чертежей, которые хранятся в Стокгольме. Они выполнены в 1740-х и, это самые ранние из дошедших до нас. Но для проекта реставрации их недостаточно.

"В основу легли чертежи, созданные при разборе дворца: они более объемные, точные…", - рассказывает сотрудник Музея-заповедника "Коломенское" Любовь Севостьянова.

Таким образом, внешний облик дворца – лишь приблизительно воспроизводит то, каким он был к моменту сноса, но никак не при Алексее Михайловиче. Стоят хоромы не на своем историческом месте. Данных о точной композиции интерьеров – никаких, кроме описи с перечнем предметов. Музей разместит здесь свою коллекцию искусства XVII века. Что, конечно же, важно. Но вот говорить о достоверности новодела можно лишь с натяжкой.

"Этот дворец никто не видел. Известен он даже не по оригинальным чертежам, а по копиям более поздним. Конечно, это воссоздание. С долей фантазии. Не строго достоверное воссоздание. Но образ узнаваем", - объясняет историк архитектуры, исследователь деревянного зодчества Андрей Бодэ.

Итак, речь идет о создании некой общей атмосферы, очередного исторического аттракциона. Посетителям покажется загадочным переход, ведущий в никуда.

Переход этот воспроизводит исторический, который соединял церковь Казанской Божьей Матери с дворцом, который стоял напротив. Сейчас его историческое место пустует. В 1767 году Екатерина Вторая распорядилась снести здание за ветхостью. Содержать его для казны – слишком дорогое удовольствие.

Сегодня создание дорогостоящего новодела – возможно. Дворец уже обошелся городской казне в миллиард двести миллионов рублей. И это на фоне постоянного дефицита средств на памятники.

"Особенно странно выглядит решение мэра приостановить реставрацию трех усадеб – Кусково, Кузьминки, Воронцово, чтобы сэкономить. При этом общий объем сэкономленных средств даже уступает потраченному на Коломенское. Приоритеты властей очевидны", - сетует координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов.

В Москве, вопреки расхожему мнению о тотальном пожаре 12-го года, - много памятников допетровской поры, то есть современников дворца Алексея Михайловича. Один из первых адресов – дом Веневитинова, в основе XVII век. Здесь Пушкин читал Бориса Годунова. Еще 15 лет назад в доме сохранялись интерьеры.

"Эта часть города – наиболее хорошо сохранилась, - рассказывает краевед Александр Можаев. - В Кривоколенном – особенно много. Но показать нечего. Вот этот дом – барочные палаты, как у Веневитинова. Уникальный ансамбль".

Палаты Зиновьевых в Большом Афанасьевском, Армянское посольство, дом Казакова, недавно горевшие палаты Гурьевых – все это адреса допетровской Москвы. Из-за череды инвесторов, которые то богатеют, то разоряются, то хотят реставрировать, то не очень – здания ветшают. Они могли быть такими, как отреставрированные в советские времена палаты Сверчковых. Но для сегодняшнего дня больше характерен вариант этой усадьбы Голицыных.

Это одна из сенсаций последних лет. Считали, что есть только часть, а оказалось все –XVII век. Вместе с флигелями", - добавляет Александр Можаев.

Палаты Левашовых в Староваганьковском принадлежали Библиотеке Ленина. Много лет сменяются инвесторы. Повлиять на их решения город не может. Но и свои средства вкладывать не спешит. Предпочитая на миллиард двести миллионов строить новое, чем реставрировать подлинное.

"Это уникальные вещи, они по уши покрылись бы этой суммой, - уверен Александр Можаев. - В большинстве ведь не только о реставрации речь, но хотя бы укрепить здание. Остановить разрушение. Нет, не получается".

Может показаться, что город пустил дело охраны наследия на самотек. Но это – не так. Есть еще денежные резервы. Например, согласно распоряжению Правительства от 14 мая прошлого года, было снесено 25 исторических домов, в том числе, и квартал на Садовнической улице. Так вот, на эту акцию нашлось сразу полтора миллиарда рублей.

Все материалы темы>>>