09.02.2018 | 20:44

"Гилас и нимфы" ‒ заложники общественной дискуссии

Манчестерская художественная галерея убрала из экспозиции знаменитую картину Джона Уильяма Уотерхауса, чтобы поговорить с посетителями о том, как демонстрировать обнаженное женское тело в музеях XXI века. Попытка поговорить о правах женщин в современном обществе таким образом не удалась. 

На видео сотрудники Манчестерской художественной галереи увозят из зала «обнаженку» ‒ картину прерафаэлита Джона Уильяма Уотерхауса. Таким образом кураторы решили поднять дискуссию об экспонировании обнаженной женской натуры. В основе знаменитого полотна Уотерхауса – мифологический сюжет: соратника Геракла, прекрасного юношу Гиласа, утаскивают на дно речные нимфы.Музейные работники, утащившие шедевр 1896 года, оставили на месте картины призыв «бросить вызов этой викторианской фантазии» и стикеры для высказывания мнений.

Кураторы Манчестерской художественной галереи опубликовали пресс-релиз, в котором объясняют свою позицию. Оказывается, этой акцией они хотели изменить положение вещей, когда женское тело является «пассивным объектом мужского потребления». Но многие зрители восприняли это иначе ‒ как цензуру.

Изъятие картины Уотерхауса вызвало небывалый общественный резонанс. На сайте галереи ‒ больше семисот комментариев. В зале прерафаэлитов ‒ множество записок с требованием: «Верните нимф назад!» или «Феминизм сошел с ума! Мне стыдно быть феминисткой!»

«Я думаю, что решение галереи снять картину и выдать это за перформанс неправильно и несправедливо. Никто не должен отнимать у художника право выставлять свои произведения независимо от общественного вкуса. Но в рамках закона, конечно», ‒ подчеркнул художник Майкл Браун.

После недельного отсутствия «Гилас и нимфы» вернулись на свое законное место в зал прерафаэлитов. Картину повесили прямо поверх записок посетителей. Кураторы объяснили, что видео этой акции станет частью будущей выставки современной художницы Сони Бойс.

Кстати, Манчестерская художественная галерея уже не в первый раз проводит феминистские акции. Например, год назад в зале по соседству с прерафаэлитами провели один из перформансов фестиваля «Чудо женщин». Вместо викторианской фантазии показали обнаженную феминистскую реальность.

Новости культуры