09.02.2018 | 10:33

Выставка "Путешествия русских художников" стартует в испанской Малаге

В испанской Малаге открывается выставка "Путешествия русских художников". На ней представлены несколько сотен картин и скульптур из собрания Русского музея. От произведений Саврасова, Шишкина, Васнецова и Поленова до Кончаловского, Головина и Салахова. Экспозиция будет работать в филиале Русского музея до сентября. Репортаж Михаила Терентьева.

С комсомольским задором и испанским акцентом идет монтаж, пожалуй, самой ожидаемой выставки года. Это тот самый редкий случай, когда рабочие не спешат по домам – наполнение экспозиции превращается в настоящий церемониал.

"Для нас это настоящая сказка. Ведь мы, по сути, первыми видим все новые выставки и шедевры, которые привозят сюда. Разве это не здорово, поэтому и настроение у нас складывается советующее", – отметил начальник строительной бригады.

Коллекция картин эпохи соцреализма лишь часть масштабного проекта в новом выставочном сезоне филиала Русского музея в Малаге. Никогда год не начинали столь масштабно три проекта вобрали в себя более трехсот полотен и скульптур. Причиной тому стал небывалый спрос на русское искусство: с момента открытия  за три года филиал посетил каждый второй житель более чем полумиллионного города. 

"Мы стараемся показать широту диапазона нашей коллекции, а она самая большая в мире, и разные эпохи. В то время, когда отношение к России в мире не самое хорошее, идет такой позитив русской истории, русской культуры", – объяснил директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

Соцреализм – это то, что многие западные критики не воспринимают совсем, мол, слишком много формализма. Но эпоха брала свое: по заветам Ильича "искусство стало ближе к народу", то есть понятнее. А значит, никакого абстракционизма и авангарда. Физкультурники, колхозники и рабочие вышли на передний план. Даже вождь народов превратился в рукотворную икону…

Но огромные полотна и счастливый новый быт лишь одна сторона социальной реальности. Например, спортивные мотивы Дейнки или "Метростроевка" Самохвалова вовсе не укладываются в реалистическое русло.

"Сложность в том, что нужно было соответствовать новой тематике, но нужно оставаться художников со своим языком, и эта такая вещь, которая характерна для этого времени. Мне кажется, что мы попытались сохранить эту тему", – рассказала заместитель директора Русского музея Евгения Петрова.

Соседний зал – совершенно иная история – "Путешествия русских художников": Перова, Саврасов, Шишкина, Левитана, Репина, Поленова и не только… Жанр путешествий активно развивался еще с конца XVIII века. Именно тогда Академия художеств начала отправлять живописцев изучать мир. Сначала Европа, затем Ближний Восток, Африка и даже чуждая империалистическая Америка. За два с лишним века русские художники смогли составить свой взгляд на мир.

"В это время в России работало много иностранцев: скульпторы архитекторы: Трубецкой, Растрелли, России. Они тоже смотрели на нас своими глазами, а мы на них смотрели. Это нужно было все показать, ведь это обогащало и художников, и искусство", – подчеркнула Евгения Петрова.

Третий выставочный проект, на первый взгляд, выбивается из общей канвы. Это беспредметные работы Михаила Шварцмана, которые он сам называл "иературы", то есть, священные или знаковые. Именно в них Шварцман пытался найти божественные смыслы. Удивительно, но многие эти работы создавались в период господства соцреализма. А многих "художников-путешественников" Шварцман считал своими вдохновителями.

Новости культуры