13.03.2010 | 22:21

Здравствуй, Африка

Таинственные маски, загадочные куклы-коконы и магические двери открыли для посетителей Музея городской скульптуры Петербурга необычный мир африканского искусства. Причем, две сотни экспонатов попали в северную столицу не из Судана, Конго, Нигерии или Буркина-Фасо. Все эти предметы – часть коллекции немецкого культуролога Райнхарда Климмта. Среди первых посетителей выставки "Здравствуй, Африка" была и съемочная группа "Новостей культуры".



Экспонаты этой выставки интересны хотя бы потому, что создавались они людьми, которые не считали себя художниками и не рассчитывали на критическую или восторженную реакцию зрителей. Владелец коллекции стал увлекаться Африкой еще в юношеском возрасте. Первую фигурку он приобрел на выставке в Брюсселе, когда ему было пятнадцать лет. Сегодня одно из лучших европейских собраний африканского искусства насчитывает тысячи разноплановых произведений. Это маски, скульптура, головные уборы, но, пожалуй, самые шокирующие объекты – куклы-коконы племени Бембе, в которых хранились останки усопших родственников.

"В них есть своя эстетика. У господина Климмта они хранятся дома, но не в жилых комнатах конечно, а в холле под лестницей", – замечает куратор выставки Юрген Каумкеттер.

Особым пристрастием коллекционера Климмта стали двери африканских жилищ. Функциональное в этих объектах уступает мистическому. Дверь разделяет два мира. Внутренний принадлежит женщине, внешняя сторона говорит о хозяине и истории племени. Дверной порог переступают в ходе ритуалов связанных с рождением, женитьбой и смертью.

"Африканское искусство не имеет индивидуальной природы, это не черный квадрат Малевича. Произведения здесь – это, скорее, результат каких-то коллективных переживаний", – продолжает Юрген Каумкеттер.

При огромной разнице цивилизаций искусствовед Надежда Ефремова готова обнаружить в африканской скульптуре что-то родственное европейской монументальной пластике. То, что каждый предмет таит множество мистических смыслов, кураторов не пугает.

"Мне кажется, это несколько преувеличено, что все маски в нашем понимании немного агрессивны. Здесь большинство вещей имеет положительную ауру", – заверяет заместитель директора Музея городской скульптуры Надежда Ефремова.

Племя африканских скульптур привнесло в интерьер петербургского музея совершенно особую энергетику. Среди этого африканского нашествия невольно задумаешься – так ли далеко за последние тысячу лет ушло человечество в плане развития цивилизации и становления новых художественных стилей и направлений. Творения безвестных мастеров часто повторяют, а зачастую опережают находки современных художников.