19.07.2012 | 11:05

Работы современных живописцев из Узбекистана - в Музее Востока

В Москве открылась выставка под загадочным названием «Каландар». В переводе с арабского это означает – странствующий дервиш. Позже так стали называть художника с этюдником, в котором окружающие видели чудака. В столичном Музее Востока выставлены работы современных живописцев из Узбекистана. Главный принцип их творчества - «Руки – работе, сердце – творцу». В этом убедились «Новости культуры».  

«В этом мире очень много путей познания бога, каждый познает по своему, но познать его до конца не суждено нам», - объясняет художник Джамол Усманов (Узбекистан).

Экспозиция художника получила философское название «Отражение». Как отражение личных переживаний и раздумий над смыслом жизни. На многих полотнах можно встретить виды райского сада, цветов и, главное, птиц, которые, согласно мусульманской философско-поэтической традиции, олицетворяют душу суфия.

В серию «Отражение» вошла инсталляция «Кардиограмма шелкового пути» - история девушки, которая похитила кокон. Здесь важна каждая деталь, в том числе и взгляд. Он устремлен на остров, где мальчик словно приподнимает водную гладь, чтобы заглянуть в неизведанное».

Впервые в столице свою экспозицию представляет Файзулла Ахмадалиев Старые улочки, странствующие дервиши, мудрецы, простые люди и мифические животные. Мастер часто играет с техникой, вживляя в текстуру холста аппликации – так его полотна превращаются в живописные поэмы.

«Смешанная техника, пойдут на дело и лоскуты, и масляные краски, акрил, мешковина, грубая мешковина, люблю этот материал. Вся эта техника выражает смысл картины», - рассказывает художник Файзулла Ахмадалиев (Узбекистан).

Все мастера – представители разных живописных школ. Так Бобур Исмаилов – по образованию художник-декоратор, в начале творческого пути много работал над театральными постановками в Ташкенте. Работам художника присуща театральная фантасмагория. Образы, знаки, свет – во всем заметны тонкие приемы сценографии. Сам автор признается, персонажи – словно гастролируют по его полотнам. Но есть и аллегорические работы, очень личные.

«В Ташкенте есть древнейшая улица Самарканда – Дарбазинская. Она до сих пор существует. Переводится название этой улицы как «ворота в Самарканд». Волею судеб мои предки родились на этой улице, и этот старый дворик сохранился, он существует», - отмечает художник Бабур Исмаилов (Узбекистан).

Обращение к теме семьи, поиску самовыражения – в работах Мурада Карабаева. Картина «Двойник», прежде всего, - духовный автопортрет. Попытка представить себя другим и тем самым выразить свое «я».

Процесс «самопознания» и творческого поиска объединяет четырех художников Узбекистана. Впервые их работы можно увидеть в одном выставочном пространстве и вместе с ними пройти путь духовного и художественного осмысления наследия Востока.