15.03.2010 | 12:49

Судьба кинопроката в России

Сегодня телеканал "Культура" начинает новый информационный проект. Участники программы "В главной роли…" будут обсуждать в эфире проблемы реформирования отечественного кинематографа. Новые принципы государственной поддержки киноотрасли - предмет бурных дискуссий в профессиональном сообществе. Однако для того, чтобы российская киноиндустрия вышла на качественно иной уровень, участия государства в финансировании и продвижении новых проектов в прокате недостаточно. Почему у отечественного фильма зачастую не находится "зрителя в своем Отечестве", выясняли "Новости культуры".



Инвестиции в российское кино могут не окупиться. К такому неутешительному выводу приходят некоторые аналитики. Дело в том, что прибыль от проката фильмов напрямую зависит от количества кинозалов, а их сегодня в России катастрофически не хватает – всего 2 тысячи на страну. В США, для сравнения, 37 тысяч. Парадокс, но строить новые кинотеатры в России невыгодно. Логика такова: если билет в кино стоит триста рублей, а диск с фильмом сто, то зритель выберет диск, даже если он и пиратский. К тому же существует бесплатный вариант – скачать фильм в Интернете. Комедию "Любовь-морковь", вышедшую в прокат в прошлом году, в сети скачало около 3 миллионов человек. Прямой убыток производителей можно легко посчитать, умножив эту цифру на среднюю стоимость билета в кино. Конечно, пиратский кинообмен в Интернете развит не только в России, но только у нас это можно делать практически безнаказанно.

"К каждому компьютеру не приставишь по милиционеру", - говорит кинопродюсер Ренат Давлетьяров.

В Советском Союзе фильм не окупался в прокате только в одном случае - если его клали на полку. Государство зарабатывало на кинопрокате, в том числе и зарубежных фильмов, не намного меньше, чем на нефти. При том, что билет в кино стоил всего 22 копейки, меньше, чем шоколадка. В кино тогда шли, потому что еще не было альтернативы: первые бытовые видеомагнитофоны появились в СССР только в середине 1970-х. Сегодня монополия на чудо – у 3D. Фильм в этом формате не посмотришь на левом диске и не скачаешь в Интернете. Волей-неволей придется идти в кинотеатр.

Директор компании по строительству и обслуживанию кинотеатров Александр Рубин рассказывает: "Доля рынков цифровых залов, по отношению к общим пленочным залам в России даже несколько выше, чем в некоторых европейских странах, поэтому мы не позади планеты всей, и Россия в темпах своей цифровизации вполне укладывается в общий тренд перевооружения всей киноиндустрии мира и Европы тоже".

На волне успеха ЗD оказались и звездные собаки - фильм "Белка и Стрелка". В самый последний момент производители решили перевести картину в актуальный цифровой формат. Но Россия и сегодня, и раньше одной ногой стояла в будущем, а второй – в далеком прошлом. Даже в Москве еще сохранились кинотеатры, где не только 3D, но и что такое долби серраунд, слыхом не слыхивали.

Читайте также:

Александр Роднянский в программе "В главной роли"