15.10.2012 | 15:45

"Открытый урок. Станиславский продолжается"

Сегодня в Москве открывается Фестиваль актерских школ мира. «Открытый урок. Станиславский продолжается» будет длиться неделю. На сценах Художественного театра и Школы-студии МХАТ покажут лучшие спектакли ведущих театральных школ Европы и Америки. Организаторы подчеркивают «рабочий» характер смотра. Участвовать в показах будет и Школа-студия МХАТ, которая представит три постановки. Рассказывают «Новости культуры».

Среди десятков самых разных московских театральных фестивалей такого еще не было. Ни премий, ни призов, ни бисов. Девять лучших актерских школ мира сойдутся на сценах МХТ и покажут, чем живут и как развиваются. Разговор пойдет по гамбургскому счету.

«Это внутрицеховой разговор. Вот это я хотел бы подчеркнуть: «Открытый урок. Станиславский продолжается» – внутрицеховой, то есть когда профессионалы – молодые и немолодые, педагоги и студенты могут увидеть себя в зеркале других школ, в зеркале другой публики. Это потребовало огромной работы, переводов, круглых столов», - отметил ректор Школы-студии МХАТ, автор проекта Анатолий Смелянский.

Принцип отбора школ-участниц, конечно, – известность, но главное – своеобразие и нестандартность методик обучения. Часто они даже оппозиционны системе Станиславского, но тем интереснее увидеть их в России. Ведь цель фестиваля – расширить горизонты – например, разнообразить подходы к подбору литературы для театра.

Студенты отделения хореографии Краковской актерской школы заставят танцевать «Трех сестер» Чехова. Воспитанники римской La Cometa покажут спектакль по киносценарию Райнера Фасбиндера. Французы развеют английский сплин «Евгения Онегина», а студенты курса Анатолия Праудина из Санкт-Петербургской Академии театрального искусства из совсем нетеатральных текстов Маяковского, Хлебникова соткут трехчасовой спектакль «ФутуризмЗрим». Подопечные Константина Райкина под руководством Виктора Рыжакова разложат «Карамазовых» Достоевского на короткие диалоги – деконструируют роман и заново соберут – по-своему.

«Когда к нам в дом приезжают, когда мы в течение недели будем находится в театральном контексте, конечно, это важно, когда они еще лишний раз чувствуют, что это в их школе происходит, что к их школе проявляют интерес. Это не просто, что даст им больше гордости и тщеславия, а, наоборот, это приводит к твоей ответственности, о которой мы все время говорим», - уверен режиссер Виктор Рыжаков.

В Москву участники съедутся на весь срок. Себя показать, других внимательно посмотреть, а после – в дискуссиях и на мастер-классах поговорить и поспорить о том, как лучше делать современный театр. Зрители фестиваля – они же участники. Американец Казимир Лиске, решив стать актером, отправился учиться в Россию – хотел освоить систему Станиславского. Сегодня он блестяще знает русский, играет в нескольких спектаклях и преподает на первом курсе у Виктора Рыжакова. Однако ограничивать мир только постулатами Станиславского не готов.

«Все становится богаче, когда подключаются другие люди, которые других мнений и из других стран. Тогда наш язык становится все тоньше и тоньше», - считает актер Казимир Лиске.

Известный иранский режиссер Амир Реза Кухестани приехал в Россию как участник театрального фестиваля «Сезон Станиславского», проходящего в эти дни в столице.

«Когда я узнал, что в Москву приедут актерские школы со всего мира, я решил задержаться здесь и использовать эту уникальную возможность. Страшно интересно, когда результаты обучения в разных школах мира можно сравнить в одном месте в одно время. Я и мечтать о таком не мог!» - признается режиссер Амир Реза Кухестани (Иран).

Взбодрить методы преподавания, подходы к выбору материала и актерскую технику в одну фестивальную неделю вряд ли под силу. Но через несколько лет сегодняшний опыт, наверняка, отзовется на больших и малых российских сценах. И тогда снова многие вспомнят Станиславского, говорившего: «Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям».

 

Читайте также:

В МХТ имени Чехова открывается фестиваль актерских школ мира