16.03.2010 | 10:28

Человек-монолог Леонид Енгибаров

Леонид Енгибаров - "клоун с осенью в душе". Он стал символом цирка 1960-х, прожив короткую, но яркую жизнь на арене. В одном из последних интервью Енгибаров рассказал о себе с помощью цифр. Незамысловатая арифметика: прожил 37, из них – 15 на арене, в кино, литературе, 6 тысяч представлений, 6 фильмов и более сотни рассказов и новелл. Вчера исполнилось 75 лет со дня рождения самого грустного клоуна. Рассказывают "Новости культуры".



Такое с коверным клоуном Алексеем Емелиным произошло впервые. Он возродил номер Леонида Енгибарова и стал заложником обыкновенных хрупких тарелок, которые легко поддавались его предшественнику и никак не слушались Емелина. "Их кидают с высоты в два метра, а они не бьются. Я кидаю их со всей силы, а они не бьются. И только на третий раз она разбилась", - говорит артист цирка Алексей Емелин.

Повторить то, что делал Енгибаров, сложно. Он был клоуном, не похожим на других: выступал без смешных париков, носов, выступал в модных брюках. Он не хотел смешить. Более того, считалось, что в семье Енгибаровых только у Лени не было чувства юмора. Тем не менее, цирковое училище он закончил блестяще, получив тройку только по технике безопасности. Сразу же поехал на гастроли в Новосибирск и с треском провалился. Енгибарову хотели выдать волчий билет, выслать назад в Москву, но пожалели: пусть еще попробует сделать что-то с тарелками или зонтиками.

"Енгибаров в молодом возрасте стал основоположником направления интеллектуальной клоунады", - говорит директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский.

Его интеллектуальность многие не понимали, критиковали, но многие и любили - Высоцкий, Шукшин, снявший Енгибарова в своем фильме "Печки-лавочки".

Режиссера Ролана Быкова, снявшего Енгибарова в фильме "Айболит-66", клоун считал одним их своих лучших друзей. Правда, двухсерийные фильмы в то время считали дурным тоном и "Айболита" сократили вдвое. У Енгибарова осталось несколько крупных планов.

Тем не менее, у Ильи Рутберга, сыгравшего в фильме главного трагика, осталась фотография, на которой – он и Енгибаров, а рукой Быкова подписано "Любимые". К моменту съемок в фильме главные комик и трагик были хорошо знакомы. В 1956 Илья Григорьевич набирал группу пантомимы.

Рассказывает актер Илья Рутберг: "И Леня пришел. Одно из первых испытаний было такое: чтобы три человека сели на два стула. Кто не умещался, тот принят не был. А Енгибаров… Два человека сели, а Леня лег к ним на колени, и был принят".

Енгибаров был мастером пантомимы. Один, он без слов мог рассказать об одиночестве, об отношениях мужчины и женщины. В Енгибарова влюблялись сотни. Женщины ездили за ним на гастроли. Для него же все начиналось и заканчивалось в манеже.

Михаил Левитин, художественный руководитель театра "Эрмитаж", говорит: "В Одесском цирке во время представления я видел, как он лежал ничком, то пинал шины. Сидела девушка. Было видно, что он ей нравится не только как клоун, но и как мужчина. После выступления она сидела, и ждала его, а он так и не вышел".

Елена Камбурова, в театре которой хранятся любимые клоуном зонтики и скакалка, была одной из последних, с кем общался Енгибаров. В мае 1972 года он хотел сделать совместную программу. У них оставалось на это 20 последних дней жизни Енгибарова.

"В эти дни я видела абсолютно одинокого человека, - вспоминает Елена Камбурова. - Это был человек-монолог. Он говорил и не мог наговориться".

Леонид Енгибаров умер 25 июля 1972 года. Стало плохо с сердцем, он попросил стакан холодного шампанского. Это был конец. Высоцкий, узнав об этом, плакал, а чуть позже написал: "Первый клоун захлебнулся горем, просто сил своих не рассчитав".

Читайте также:

Леонид Енгибаров. Клоун с осенью в душе