16.03.2010 | 11:02

Набор слов. 16 марта 2010 года

Юбилею Сергея Юрского посвящены некоторые страницы утренних газет. Также сегодня в прессе: феномен сталинизма в XXI веке и смех сквозь слезы по-рижски – рецензия на спектакль "Тонкие благородные газы". Подробности в обзоре "Новостей культуры".



***
9 мая впервые за долгие годы столичные власти порадуют москвичей праздничными плакатами с изображением Сталина. "Время новостей" предлагает заранее подготовиться к этому и прочитать книгу Яна Плампера "Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве". Похоже, немецкий историк несколько лет провел в архивах, восстанавливая процесс обожествления генсека. Плампер приходит к выводу, что культ Сталина был делом авторским, и автором его являлся сам вождь: "Даже когда живописец оставлял лицо вождя за кадром, его невидимое присутствие освещало картину светом всеобщего ликования. Популярный сюжет соцреалистической живописи – человек из народа возвращается в народ после встречи с вождем". Посмертная жизнь Сталина тоже неимоверно активна, вспомнить хотя бы планы "украсить" портретами "отца народов" майскую Москву. "Непонятно, где хранится яйцо с Кощеевой смертью", – пишет автор статьи.

***
Сегодня отмечает 75-летие народный артист России Сергей Юрский. Последние годы этот замечательный актер, режиссер и писатель занимается "театром абсурда". В интервью "Известиям" мастер утверждает: это не то же самое, что абсурд в театре. "Большинство людей сейчас – усталые, замороченные, попавшие в одинаковость жизни. Раньше это называлось словом "мещанство". Театр абсурда, который смотрит на жизнь с позиции дурачка, шута, освежает взгляд людей. Как будто катаракту удалили из глаза" Еще в 1967 году Сергей Юрский перевел пьесу Эжена Ионеско "Стулья", а затем и поставил ее. Он называет эту постановку "самым трудным спектаклем в своей жизни", который, к сожалению, больше не идет. И только сегодня на телеканале "Культура" можно посмотреть видеоверсию "Стульев".

***
Кстати, рассказывая о своем увлечении литературой абсурда, Сергей Юрский называет несколько имен: Хармс, Ионеско, Игорь Вацетис. Но Вацетис – это литературный двойник самого Юрского, как Жорж Санд – двойник Авроры Дюпен, а Максим Горький – двойник Алексея Пешкова. "Российская газета" публикует рецензию на новую книгу прозы и пьес Игоря Вацетиса. Автор статьи отмечает прекрасный стиль писателя и все же ищет признаки режиссера и актера. "Юрский – прежде всего, очень многогранный талант. Это человек объема, а не линии и плоскости. И если Юрскому мало одного Юрского, согласимся еще и на Вацетиса".

***
"Часть публики покидает зал минут через двадцать после начала. Часть начинает смеяться по любому поводу", – пишет обозреватель "Новых известий" о постановке молодого режиссера Илзе Рудзите-Олингер по пьесе Адама Раппа "Тонкие благородные газы". Этот спектакль Нового Рижского театра открыл не только внеконкурсную программу фестиваля "Золотая Маска". Пьеса повествует об одном вечере бывших рок-музыкантов, которые по привычке против чего-то бунтуют. Режиссер устранила все намеки на условность и притчевость происходящего. "Актеры существуют на сцене с предельной убедительностью. Наблюдать за ними не менее занятно, чем за обезьянками в клетке: как же похожи на людей! Вон, даже банан вначале очищают от кожуры".