17.03.2010 | 10:22

Впервые на сцене Большого - оперетта

Сегодня в Большом театре впервые за всю его историю состоится премьера оперетты. Сотрясти основы призвана "Летучая мышь". Шедевр Иоганна Штрауса давно покорил самые престижные музыкальные сцены и фестивальные площадки мира. Поставить "Летучую мышь" на сцене Большого театра мечтали Мстислав Ростропович и Борис Покровский. Мечту мэтров удалось осуществить Василию Бархатову. Молодой режиссер, не замеченный в связях с банальными трактовками классики, предупреждает: опереточных голосов, слащавых ужимок и кордебалета в перьях не будет. Действие разворачивается на борту огромного лайнера вроде "Титаника". Постановщики перенесли происходящее в последние годы ХХ века. Большой формат легкого жанра оценили "Новости культуры".



Рабочие собирают круизный лайнер "Штраус", как конструктор "Лего". Четырехпалубный корабль - место действия "Летучей мыши". В иллюминаторах мелькают акулы – видеопроекция скрыта от любопытных глаз. Громадная декорация впечатляет, но только не ее создателя.

Художник-постановщик Зиновий Марголин рассказывает: "Это не новая идея, кораблей было миллион. Это старая история, придуманная не нами, но нам показалось, что это здесь разумно".

На палубе корабля соберется самая экстравагантная публика. Чтобы не перепутать багаж, бутафоры подписывают каждый чемодан – всего их сорок пять.

К выходу на сцену готовятся собаки Марта, Жюли и Сюся - без них богемные красавицы никуда. Все три актрисы не боятся ни громкой музыки, ни яркого света.

Художник по костюмам Игорь Чапурин поправляет складки, шляпки, оборки, меха. Не только костюмчик должен сидеть, но и аромат Вены должен витать. "Каждый человек конца ХХ века разговаривает о своей молодости. Женщины, которым сейчас 60, они говорят о 40-50-х. И этот бал, на который они собрались, бал Орловского, они вытягивают эти эмоции. Кто помоложе тянет моду 70-х, поэтому здесь правильная эклектика разных поколений", - рассказывает Игорь Чапурин.

Режиссера Василия Бархатова знает Мариинка и Геликон-Опера, теперь - дебют в Большом. Его "Летучая мышь" радикально отличается от советских постановок этой оперетты, которых в ХХ веке было не счесть. "Это сложное произведение, для вокалистов оно очень не простое. Этот кажущийся кому-то простым водевиль, довольно не просто в музыкальном и вокальном исполнении", - признается режиссер.

Бархатов перенес действие в 70-е годы, добавил экстремальности и шика своим героям, подправил характеры персонажей. Исполнительница партии Адель Анна Аглатова говорит: "Я понимала, что Адель должна быть такой искристой, легкой, веселой, но Вася добавил еще и долю хитрости, пять процентов наглости, рискованность, самоуверенность. Все это вместе дало очень сильный характер".

Фон Айзенштайн - любитель острых ощущений. Он разыграл доктора Фалька, и в этом главная интрига сюжета. Крезимир Шпицер, исполнитель партии Габриэля фон Айзенштайна, не только на сцене, но и в жизни тоже любит авантюры. "Это и тяжело, и весело. Ради этого характера приходится многим жертвоать. В эту роль я добавляю что-то от себя. Мне он понятен, мы – родственные души", - признается Шпицер.

Герой Эльчина Азизова в костюме "Летучей мыши" после веселой вечеринки проснулся на улице. Было от чего потерять покой и сон.

Все арии и разговоры на немецком. Диалоги озвучивают Ирина и Юра: впервые в практике Большого театра персонажи говорят голосами дикторов.

Диктор Юрий Брежнев признается: "Основная сложность в том, что это не видеозапись, не кино, это живые артисты. Сегодня на репетиции человек делает так, завтра по-другому. Сегодня он делает паузу в этом месте, а завтра - в совершенно другом месте. Он может тянуть слова, он может сокращать слова, он может подменять - что-то сказать, а что-то не сказать".

У Динары Алиевой партия Розалинды. В советской оперетте ее героиня была бы летучей мышью, здесь - оперная дива. Такую нелегко провести, даже Айзенштайну. В Европе по сложности эту партию сравнивают с Виолетой Верди. "Одна из самых больших партий. На протяжении практически всего спектакля я во всех действиях принимаю участие", - рассказывает Динара Алиева.

На сцене бъет фонтан. Шампанское льется рекой. Экстравагантный князь Орловский терроризирует гостей. Под фраком и усами скрывается англичанка Анна Стефани.

"Эта партия по диапазону очень широкая, - говорит Анна Стефани, исполнительница партии князя Орловского. - От низкого мужского до высокого женского. Я много работала со связками, чтобы эти голоса звучали слитно".

В финале корабль пойдет ко дну, но герои останутся живы. Отношения продолжат выяснять на берегу. Шикарные костюмы подпортят спасжилеты. Но это не помешает феерическому финалу.

Читайте также:

"Летучая мышь" в Большом обещает стать самой громкой премьерой сезона