17.03.2010 | 12:32

Александр Дейнека – хрестоматийный и неразгаданный

Выставку к 110-летию со дня рождения художника Александра Дейнеки представляет Государственная Третьяковская галерея. Монументализм – это, пожалуй, лучшая характеристика не только стиля мастера, но и для описания его личности. Суждения современников о Дейнеке удивляют своей противоречивостью. Впрочем, большое видится на расстоянии. Советское искусствоведение зачастую предпочитало преподносить творчество Александра Дейнеки как образец пролетарского искусства. Сегодня же в его произведениях слышат не только гимн эпохе, но и эхо вечных ценностей. А для тех, кто желает углубленно изучить тонкости авторского стиля Дейнеки, Третьяковка приготовила более полутора сотен его произведений, собранных из пяти российских музеев. Рассказывают "Новости культуры".



"Работать, строить и не ныть!" – Дейнека следовал этому принципу всю жизнь. Нытье художник считал проявлением человеческой слабости. Сам он умел держать удар. В юности он хотел стать боксером, и тренер пророчил ему большое будущее. Дейнека стал выдающимся художником, талантливо отразившим ушедшую эпоху.
"Художник очень узнаваемый. Это не так часто бывает, особенно для советского искусства, в том традиционном понимании, о котором мы говорим", – говорит директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Главное в работах Дейнеки – движение. Он передает на картинах
ритм эпохи и дух времени, выбирая при этом самые неожиданные ракурсы. Дейнеку не раз обвиняли в формализме: за плакатность, графичность, обобщенность образов и налет западного модернизма. Дейнека выдерживал паузу и продолжал делать все по-своему. Со временем находки художника превратились в его главные достоинства. Картины не утратили динамику и остроту.

"Мы видим каких-то фабричных баб Дейнеки. Им придан такой ракурс, они обрисованы такой линией, что обращаешь внимание на это и, буквально, влюбляешься, но влюбляешься в художественное произведение", – замечает директор Курской картинной галереи имени Александра Дейнеки Игорь Припачкин.

Специально к выставке было отреставрировано несколько огромных полотен Дейнеки. "Никитка – первый русский летун", "Бой амазонок" и "Запорожцы". Последняя картина единственный раз экспонировалась в 1941 году. Это, пожалуй, самая необычная и загадочная работа художника. До сих пор не ясно, для чего она писалась и кто был заказчик. Одна из версий: она была создана к юбилею Гоголя.

"Газета отметила эту вещь как попытку эксперимента. Может, не очень удачную. По мнению рецензента, в картине слишком много шика. Действительно, в ней много шика. Но мы решили, что она нужна нам на этой выставке", – поясняет куратор выставки Елена Воронович.

В последние годы творчество Дейнеки привлекает специалистов в Америке и странах Европы. Профессор Северо-американского университета в Чикаго Кристина Кэр изучает его работы уже восемь лет.

"Он соцреалист. Но если он соцреалист, это значит, что соцреализм – совсем не то, что мы думаем", – считает она.

Творчество Дейнеки не укладывалось в прокрустово ложе официального искусства. В конце жизни художник иначе воспринимал реальность, нежели в эпоху соцоптимизма. На вопрос, хотел бы он все повторить сначала, отвечал: "Нет. Слишком хлопотно".