17.03.2010 | 19:35

Культурные автономии: проблемы и преимущества

Возможно, некоторые финансовые вопросы в сфере культуры поможет решить Федеральный закон "Об автономных учреждениях". Он действует с 2006 года и предусматривает изменение правового статуса значительной части музеев, театров, университетов и училищ. Автономное учреждение, как правило, получает существенно большую финансовую и хозяйственную самостоятельность, но, вместе с тем, фактически лишается всякой поддержки государства. Многие преимущества нового статуса уже сравнивают "с прогулками по минному полю". Тем не менее, несмотря на все "за" и "против", в "культурную автономию" решила превратиться Челябинская область. О том, как проходит эксперимент, рассказывают "Новости культуры".



На балансе Челябинского музея искусств – шестнадцать тысяч единиц хранения. В их числе шедевры мирового уровня. По самым скромным подсчетам, музею необходимо десятикратное увеличение экспозиционных площадей. Принципиально иной подход нужен и для создания надлежащих условий хранения.

"Поскольку произведения челябинского музея являются государственной собственностью, не только мы, но и государство несет ответственность за их сохранение, изучение и презентацию", – говорит директор Челябинского музея искусств Станислав Ткаченко.

Требуется улучшение условий и для музейной библиотеки, и для кабинетов научных работников. Все это и есть та материально-техническая база, тот багаж, с которым было бы преждевременно отправляться в плавание "свободной" автономии.

"Нам представляется, что для нашего учреждения наиболее приемлемая форма – бюджетная организация нового типа", – добавляет Станислав Ткаченко.

Директор другого крупнейшего на Южном Урале областного краеведческого музея Владимир Богдановский, соглашается: переход на новые рельсы управления назрел. Но вопросов у него пока значительно больше, чем ответов: "Государство поручит все хранить или скажет: эту часть мы берем, а остальное – ваш мусор? Далее надо посмотреть, на каких условиях будут переданы эти ценности и какие ценности".

Есть и другая сторона проблемы, говорит Владимир Богдановский. Всем ясно, что зарабатывать надо. Но при этом, в краеведческом музее наберется с десяток категорий посетителей, имеющих право на льготный или вовсе бесплатный входной билет.

"Мы работаем бесплатно для всех посетителей, и на это "бесплатно" мы должны существовать? Так быть не может", – убежден он.

Между тем, по мнению министра культуры области, к переходу бюджетников в автономное учреждение ведет сама жизнь. При этом он добавляет, что переход к автономии не является обязательным. Переходить или нет, будут решать сами коллективы.

"От того, какие формы работы они выберут, насколько активно будут искать, зависят их доходы. Тем организациям, которые работают с билетами, необходимо переходить в автономное учреждение", – считает министр культуры Челябинской области Владимир Макаров.

Одним из первопроходцев в Челябинской области стал Магнитогорский театр драмы. На вопрос, почему, директор Владимир Досаев признается: интуиция подсказывает.

"Основной плюс – это выход из казначейской системы исполнений. И второе – отсутствие 94 федерального закона, который обязывает проводить конкурсы и котировки на приобретение товаров и оказание услуг", – поясняет он.

При очевидных плюсах Владимир Досаев сознает и даже предвидит возможные риски. Ситуация первая: театр вложился в проект, на который зритель просто не пошел.

"А я взял деньги, которые выделены на обязательные платежи. Дальше появляется ответственность – вплоть до банкротства. При этом, учредитель в лице города за предприятие ответственности не несет", – продолжает Досаев.

Пока таких прецедентов не было, но вероятность их остается. Многих руководителей учреждений культуры тревожит и угроза сокращения финансирования. Впрочем, эксперты говорят, что такая опасность есть всегда. И связана она не с тем, будет учреждение бюджетным или автономным, а с тем, какие средства на культуру и искусство предусмотрены в бюджете субъекта Российской Федерации, муниципального образования города или района.

"Есть страховые риски, есть то, с чем мы никогда не сталкивались. То есть – кто боится, тот не осилит дорогу, да? Поэтому надо пробовать. Надо идти", – заключает директор Магнитогорского драматического театра имени Пушкина.

Кроме того, говорит Владимир Досаев, если по каким-то причинам работа в форме автономного учреждения не задалась, всегда можно вернуть бюджетный статус без переоформления разрешительных документов.