19.03.2010 | 12:07

В "Мастерской Петра Фоменко" - спектакль про Рыжего-поэта

Премьера спектакля "Рыжий" состоится на Старой сцене "Мастерской Петра Фоменко" в пятницу, сообщили в пресс-службе театра. Это работа стажерской студии при "Мастерской Фоменко". Студийцы приехали из разных городов и стран и прошли огромный конкурс, чтобы учиться у выдающегося режиссера.

"Рыжий" – вторая работа студийцев, которые в прошлом году под руководством мастера выпустили спектакль "Сказка Арденнского леса" по пьесе Шекспира "Как вам это понравится".

Новый спектакль создан по произведениям екатеринбургского поэта Бориса Рыжего на музыку Сергея Никитина, в репертуаре которого есть немало песен на стихи этого поэта.

Борис Рыжий – лауреат премий: "Антибукер" и "Северная Пальмира", участник фестиваля поэтов в Роттердаме. Стихи Рыжего печатались в таких журналах, как "Звезда", "Урал", "Знамя" и многих других.

"Идея музыкального путешествия по стихам Рыжего принадлежит Сергею Никитину. Это предложение было поддержано Петром Наумовичем Фоменко, который предложил нам попробовать что-то сочинить на эту тему. Вначале представление задумывалось как такая "домашняя радость" и было рассчитано на показ в узком кругу. Но я рад, что в результате получился полноценный спектакль, который мы теперь можем представить зрителю", – сказал автор композиции и режиссер спектакля Юрий Буторин, также участник стажерской студии Фоменко.

По его словам, в спектакле заняты актеры разных поколений. Те, кто застал время рубежа 1980-х – 1990-х годов, о котором писал Рыжий, даже испытывают ностальгию по тем "баснословным годам". Есть и те, кто не знаком с этими временами и открывал для себя их в процессе работы над постановкой.

"Петр Наумович нашел замечательную фразу, которая определила главную тему нашего спектакля: "Как хорошо мы плохо жили", – сказал Буторин.

По словам режиссера, в спектакле использованы не только стихи, но и проза, и критика Рыжего, а также отрывки из его дневников.

"Наш спектакль – это коллективное творчество, – сказал Буторин. – Каждый приложил свою руку. Вместе сочиняли, дописывали, создавали новые песни, помимо тех, которые принес Сергей Никитин. И получилась такая музыкальная "солянка".

Создатели постановки сломали привычную структуру сцены и зрительного зала. В центре площадки размещен поворотный круг с амфитеатром, который на время спектакля превращается в поезд, на котором зрители двигаются от остановки к остановке: общежитие, промзона Екатеринбурга, где когда-то жил Борис Рыжий, парк культуры и отдыха, крыша и так далее.

"Мы выбрали метафору поезда, потому что прощание, вокзалы, поезда – все это есть в стихах самого Бориса Рыжего. В нашем спектакле нет хронологической точности, и мы как раз стремились избежать плоского биографизма. Наш спектакль – это представление разных ипостасий Рыжего, разных граней его творчества, это воплощение образа Рыжего-поэта", – сказал Буторин.