19.03.2010 | 23:48

Оркестр "Русская филармония": год до юбилея

Сегодня в Московском международном Доме музыки отмечал день рождения симфонический оркестр Москвы "Русская филармония". Он был образован в 2000 году, а ровно девять лет назад – 19 марта 2001 года – дал свой первый концерт. Поздравить музыкантов и послушать их выступление пришли друзья и поклонники коллектива. Нынешний художественный руководитель и главный дирижер, народный артист России Максим Федотов пригласил для участия в праздничном концерте проверенных временем и сценой друзей и партнеров. Рассказывают "Новости культуры".



Максима Федотова называют "русским Паганини". Знаменитый скрипач – один из самых востребованных в мире. Гастроли, сольные концерты и руководство оркестром – казалось бы, вещи несовместные. Но у маэстро на этот счет другое мнение.

"В моей жизни это все очень тесно переплетено. К счастью, мне, кажется, удалось найти гармонию существования этих двух прекрасных музыкальных профессий. Для меня это одна большая профессия", – говорит он.

Нежный возраст оркестра – девять лет. Дата не круглая, но музыканты решили отметить день рождения. Максим пригласил испытанных партнеров. Владимир Маторин – знаменитый бас Большого театра – в этот вечер поет Мусоргского. "Песня о блохе", арии из "Бориса Годунова" – голос Маторина эхом разносится по всему закулисью.

"Приятные, радостные молодые лица сидят в оркестре. Это не скучающие люди, а беспокойные. Оркестр несет колоссальную нагрузку – по семьдесят-восемьдесят выступлений в год", – отмечает Маторин.

Пока скрипка Федотова ждет своего звездного часа (на ней он сыграет Сен-Санса), сам маэстро на сцене дирижирует "Итальянское каприччио" Чайковского. Федотов принципиально не пользуется дирижерской палочкой. Кончики пальцев острее чувствуют звук, считает музыкант.

"Во-первых, в правой руке у меня смычок. А вообще, мне кажется, важнее и правильнее дотрагиваться до звука голыми руками", – заверяет он.

В гримерке у пианиста Юрия Розума царит полумрак. Сам музыкант, как обычно, стоит на голове. Эта асана позволяет лучше всего сосредоточиться на концерте, считает Розум. Йогой он занимается с семнадцати лет.

"Немного отключаешься от предконцертной суеты, проблем, уходишь в себя. Как я обычно шучу: перед выступлением голова пустая. На ней немного постоишь, и туда какие-нибудь идеи накапают", – рассказывает исполнитель.

В этот вечер Розум играет не ради гонораров, а ради дружбы. С Федотовым они не только партнеры, но и верные друзья. Иначе не согласился бы играть Рахманинова накануне собственного сольного концерта.

"Когда за пультом стоит музыкант, который сам знает, как все это делается, как делать интонацию, какой штрих надо поставить, как пойдет смычок, конечно, он понимает партитуру изнутри. Его не обманешь, не проведешь", – признается он.

В этот вечер звучит Чайковский , Сен-Санс, Мусоргский. На сцене собралось сто музыкантов и звездные солисты. Остается только гадать, что приготовит оркестр "Русская филармония" на свое десятилетие.