20.03.2010 | 22:04

"Парижачьи". Картинки из жизни начала ХХ века

Парижские улочки первой трети ХХ века, ресторанные посиделки, богемные вечера и эмигрантская нищета – все это картинки из жизни "Парижачьи". Именно так назвал героев своего неизданного романа художник и писатель Илья Зданевич, так названа и выставка работ художников эмигрантов первой волны. Гончарова, Серебрякова, Фальк, Коровин. Наряду с хорошо известными именами, экспозиция представляет также работы художников, которые станут для современных россиян открытием. К слову, все они из частных коллекций. Рассказывают "Новости культуры".



В начале ХХ века в Париж мечтали попасть многие художники из России. Французской столице суждено было стать центром всего европейского искусства. К тому же, здесь было столько соблазнов – театры, кафе, нарядные дамы, сверкающий огнями город. На выставке представлены произведения тридцати шести художников. Шагал, Гончарова, Ларионов быстро вписались в парижскую жизнь и оказали существенное влияние на других мастеров. Иные художники так и остались неизвестными у себя на родине. Среди них, например, Маревна, Тершкович или Елена д'Эттинген.

"Это была очень известная дама в Париже, аристократическая, образованная. Она сама держала салон, который посещали известные французские культурные деятели: Аполлинер, Сальмон. Там бывали Ларионов и Гончарова", – рассказывает галерист Наталия Курникова.

Русские художники часто селились на Монпарнасе, который был излюбленным местом и для французских мастеров. О тех счастливых временах напоминает групповой портрет русских живописцев, созданных Маревной уже в 1960-е годы.

"Они все жили вместе в "Улье", встречались в кафе и всячески контактировали. Модильяни – в центре. В 60-е годы он уже умер. Она изобразила всех молодыми, какими они были в золотой век Монпарнаса", – показывает искусствовед Варвара Ермакова.

Еще одно имя, мало известное в России, но знаменитое во Франции, – Сергей Шаршун.

"Здесь русский художник сумел уловить и схватить дух Франции, пригородов Парижа. Он был абстрактным художником. Его стихия – беспредметное искусство. Но видите, у него были разные периоды", – замечает коллекционер Ренэ Герра.

Русским художникам удалось оставить свой след в истории европейского искусства.

"Все друг к другу прислушивались, все друг у друга учились. Это была единая европейская культура. Это еще одно доказательство того, когда говорят, что Россия – важнейшая часть Европы", – отмечает специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

"Парижачьи" стали частью культурной жизни французской столицы, и без них уже трудно представить Париж начала ХХ века.