22.03.2010 | 11:33

85 лет Питеру Бруку. "Его жизнь - история превращений"

Разрушитель канонов, мистификатор и непререкаемый авторитет в театральном мире. Знаменитому британскому режиссеру Питеру Бруку исполнилось 85 лет. Его ставят в один ряд с Бертольдом Брехтом и Всеволодом Мейерхольдом, за любовь к эксперименту и творческой провокации сравнивают с Сальвадором Дали и Игорем Стравинским. Брук родился в Англии, живет и работает в Париже. Есть у него российские корни: отец будущего режиссера покинул страну в 1907 году. Спустя почти полвека Питер Брук привез в Москву своего "Гамлета" - постановку, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Подробности сообщают "Новости культуры".




Это он сказал, что премьера - преступление против спектакля, что репетировать - это думать вслух, а потом взял и разделил театр на Неживой, Грубый, Священный и Театр как таковой. Питер Брук - великий практик, теоретик и мистификатор. В 12 лет он прочел "Войну и мир", всерьез влюбился в Наташу Ростову и поклялся, что женится только на девушке по имени Наташа. Клятву не нарушил. В 17 лет Брук поставил в любительском театре "Доктора Фауста" Марло. К 20 годам на его счету было уже 6 профессиональных спектаклей, а когда Бруку исполнилось 22, его "Ромео и Джульетту" обсуждала вся Англия.

"Дело не только в том, что он поставил великие спектакли, хотя и в этом тоже, - говорит театровед Алексей Бартошевич. - Он поставил "Лира" со Скофилдом, который перевернул взгляд на эту пьесу. Это был Шекспир с Беккетом. Для него театр был всегда способом что-то важное сказать людям, пусть немного, но изменить мир".

В 1955 году Питер Брук изменил, если не мир, то театральную Москву точно. Его "Гамлет" стал предвестником перемен, считает Алексей Бартошевич. На сцене филиала МХАТа спустя всего несколько месяцев после гастролей англичан свои первые спектакли показывал "Современник". Для Брука тот приезд в Москву стал первым визитом на родину предков.

Тогда же Питер Брук пошел на своеобразный эксперимент. Соединив двух "Гамлетов", а точнее, для телесъемки он поменял актерские пары из своей постановки и из спектакля Николая Охлопкова.

Народная артистка РСФСР Галина Анисимова рассказывает: "Евгений Самойлов с Мэри Юр, я с Полом Скофилдом. Можете представить, что со мной было. Я тряслась как осиновый лист. Питер Брук меня успокаивал. Мы немного репетировали. Сцена была поставлена почти одинаково".

Когда-то он разрушал табу, намеренно шокировал публику, следовал идеям Арто, увлекся мистикой. Ставил Шекспира, Чехова, Достоевского, но никогда Брехта. При этом один из самых известных его спектаклей "Махабхарата", в основе которого древнеиндийский эпос, длится 11 часов.

"Брук - гений метаморфоз, - считает Алексей Бартошевич. - Его жизнь - история превращений. Каждый следующий его спектакль совершенно не похож на предыдущие".

Брук, как большой художник, ставил оперы, снимал фильмы и писал книги. Первая - "Пустое пространство" - вышла в 1968 году. Режиссер Кшиштоф Занусси рассказывает: "У него очень изысканный язык и он владеет многими средствами. Того, что говорит Брук, никто делать не будет, копировать его работы нельзя, но учиться можно".

Именно преподавательской, если не просветительской, деятельностью, видимо, сейчас и займется Питер Брук. В свои 85 он объявил, что уходит из театра.