23.03.2010 | 10:04

"Рыжий" – литературно-музыкальное путешествие во времена перестройки

Рыжий – это имя уральского поэта в России известно немногим. Между тем, за свою короткую и трагическую жизнь он написал 1300 стихотворений, и переведены они почти на все европейские языки! Его герои – обычные люди, жизнь которых пришлась на переломные 1980-е годы, – стали близки и понятны испанцам и голландцам. Пришло время самому поэту стать героем. В "Мастерской Петра Фоменко" состоялась премьера спектакля "Рыжий". Постановку доверили молодому режиссеру Юрию Буторину, который стремился, прежде всего, передать атмосферу времени, в котором жил поэт Борис Рыжий. Рассказывают "Новости культуры".



Он вырос в Свердловске – нынешнем Екатеринбурге. Его друзья – то самое потерянное поколение, о котором так много говорят социологи, историки, психологи. Борис Рыжий покончил с собой в 27 лет, оставил предсмертную записку: "Я вас всех очень люблю. Без дураков". В его стихах – мысли о смерти и о том, как трудно найти свое место.

"И интеллигенция его не принимала, и бандитом он тоже не мог быть в связи с какими-то своими моральными качествами", – поясняет актер, режиссер Юрий Буторин.

Он признается, что поначалу было трудно: мало кто из актеров понимал, о чем вообще идет речь: "Вчитывались. Многие тоже сначала – "Ну, Рыжий какой-то непонятный. Что? Про что? Какие-то 80-е...". У нас все равно разный возраст. Кто-то застал это время, кто-то родился в конце 1980-х, в начале 1990-х".

А кто-то родился и вовсе в другой стране. Моника Санторо – в Италии, Наджа Мэр – во Франции.

""Как хорошо мы плохо жили", но это нас совсем не касается, потому что мы не жили тогда в России", – замечает актриса Наджа Мэр.

Синьорина из Италии не понимает, как можно любить жизнь и мечтать о смерти.

"Любовь к жизни очень сильная. Именно в его трагической судьбе. Это то, что меня всегда поражает", – говорит актриса Моника Санторо и добавляет, что на итальянском стихи Рыжего тоже звучат.

Сюжета в спектакле нет. Как говорит режиссер, в этой постановке есть только драматургия атмосферы. Это путешествие из Екатеринбурга в Свердловск и обратно. Зрители сидят на помосте, который вращается и делает остановки у общежития, в парке, на крыше и в сумасшедшем доме, куда поэт попадает после первой попытки самоубийства.

Поэт здесь не один – их четверо. Каждый актер играет своего Бориса Рыжего.

"У него есть строчка в стихотворении, которая звучит у нас в песне. Там написано: "Мы прочней и нежней, чем гранит". Ну вот, прочный и нежный", – рассказывает актер Иван Вакуленко.

Дмитрий Рудков делает акцент на пристрастиях: "Все знают, что он был образованным человеком, выпивоха знатный. Ну, правда, же, да?".

А Василий Фирсов сосредоточен на духовных терзаниях: "Запутавшийся человек в жизни. Неправильно приоритеты расставил, неправильно понял, а времени им не хватило. Если бы он прожил чуть больше, с его интеллектом он понял бы, что этого не надо делать".

Это литературно-музыкальное путешествие рассчитано, прежде всего, на зрителя, который помнит времена перестройки. А те, кто их не застал, скорее всего, будут думать, что это было эпоха романтичных разбойников и бесстрашных поэтов. "Стояли, тихо говорили, как хорошо мы плохо жили, прикуривая на ветру...".

Читайте также:
В "Мастерской Петра Фоменко" - спектакль про Рыжего-поэта