23.03.2010 | 10:09

"Московский форум" с французским акцентом

В столице стартовал Двенадцатый Международный фестиваль современной музыки "Московский форум". В этом году у него особый акцент – французский. Концерты смотра вошли в официальную программу перекрестного Года России – Франции, а его главная тема получила название "Франкофония". Музыканты двух стран не только представляют свои новые произведения, но и обсуждают проблемы, с которыми сталкиваются авторы и исполнители современной музыки в России и Европе. Сравнение, увы, не в нашу пользу. Рассказывают "Новости культуры".



"Мы хотим сделать современную музыку доступной" – под таким лозунгом проходит фестиваль, поэтому на все концерты, круглые столы, электроакустические перформансы и мастер-классы вход свободный для всех без исключения. В России, кажется, всерьез задумались о популяризации современной музыки. Коллеги во Франции обогнали нас в этом лет на пятьдесят.

"Я руковожу центром музыкальных исследований в Ницце. Мы занимаемся тем, что распространяем музыку современных композиторов, ищем им работу и вообще формируем репертуар современной музыки", – говорит композитор, директор Национального центра музыкальных исследований в Ницце Франсуа Парис.

Для русских подобные фестивали – праздник, для французов – приятная обыденность. Во Франции существует семь крупных центров современной музыки, несколько десятков электроакустических студий и огромный научно-исследовательский центр. В России современная музыка более-менее сносно существует лишь в Москве, да и то в гораздо более скромных условиях.

"У нас ничего такого пока нет, да и трудно представить себе подобную организацию, потому что мы пока не находимся на такой стадии, когда об этом можно говорить", – замечает композитор, художественный руководитель фестиваля "Московский форум" Владимир Тарнопольский.

Не секрет, что в нашей стране мало людей, которые по-настоящему понимают современную музыку, не говоря уже о тех, кто способен ее преподавать – их вообще единицы. Однако молодой композитор Владимир Горлинский, отдавая должное хорошим условиям для развития на Западе, покидать родину почему-то не спешит.

"Лучше родиться в Европе, но здесь интереснее. Потому что намного сложнее, больше приходиться решать задач, и, на самом деле, больше поле деятельности, то есть мы сами его открываем", – заверяет он.

Старший коллега Горлинского, известный композитор Александр Вустин считает, что в нашей стране для актуальной музыки бывали времена и получше. Хотя советская власть допускала много ошибок по отношению к современным композиторам, по крайней мере, она интересовалась ими. Сейчас государственных мужей на электроакустический концерт калачом не заманишь. Александр Вустин безапелляционно заявляет, как именно государство должно относиться к такой музыке: "Ну, как к Церкви. Вот такое должно быть отношение к музыке, которая творится в этих стенах".

В 1948 году в СССР громили Шостаковича и Прокофьева, а во Франции в это же время открылся первый электроакустический центр.

"Мы – страны с разной культурой, разной историей, в частности, с разной историей отношений к современному искусству. В СССР оно подвергалось репрессиям, а Францию, в хорошем смысле этих слов, сотрясали революции в области современной музыки", – поясняет директор Национального центра музыкального творчества в Лионе Джеймс Жирудон.

Между тем, французская и русская музыка подпитывались друг от друга всегда. Мусоргский оказал влияние на Дебюсси, последний повлиял на Стравинского, который в свою очередь воздействовал на целое поколение французских композиторов. Пьер Булез влиял на Эдисона Денисова, и дальше музыкальные связи двух стран с каждым десятилетием только укреплялись. Несмотря на это, сейчас русскую современную музыку можно скорее считать младшей сестрой современной европейской музыки. Для того, чтобы наша музыка развивалась, нужны специфические условия, которые в свою очередь надо создавать.

"Конечно, у нас ничего подобного нет. Тут даже нельзя сравнивать", – признает Владимир Тарнопольский.

Усилий композиторов явно недостаточно. Лозунг фестиваля – "Мы хотим сделать современную музыку доступной" – это не просто слова. Не всегда спрос рождает предложение, бывает и наоборот. Заполненные залы "Московского форума" тому подтверждение.

Все материалы по теме>>>