23.03.2010 | 10:38

"Васса Железнова" в МХТ – царство мрачного матриархата

В Московском Художественном театре имени Чехова поставлена "Васса Железнова". Спектакль по пьесе Горького выпускает на столичной сцене Лев Эренбург – петербургский режиссер с репутацией театрального "подпольщика". Для своего дебюта в МХТ он выбрал вторую, наиболее политизированную редакцию пьесы, хотя и обещал свести ее революционный пафос к минимуму. На главную роль властной хозяйки судоходной компании, которая пытается спасти свое дело и свою семью, постановщик пригласил Марину Голуб. На предпремьерном показе спектакля побывали "Новости культуры".



Сегодня ставить произведение, которое напрямую соотносится с представлениями о жизни "буревестника революции", совсем не просто. Это не "Жизнь Клима Самгина" и не "Мать" – в этих романах Горький более многозначен. "Васса Железнова" – это сконцентрированная в небольшой пьесе классовая ненависть, или все-таки не только?

"При всей неровности письма в нем столько эмоций, столько сердца", –заверяет Лев Эренбург.

Режиссер наделяет каждого героя, даже второстепенного, судьбой и характером. Мужчины и женщины, живущие в доме Железновой, – прежде всего, именно мужчины и женщины, а не хозяева и слуги. Поэтому их взаимоотношения формируются не только под влиянием социального неравенства. Отдельно стоит рассматривать образ Рашель – революционерки, которой Васса отказывается отдавать ее сына, своего внука. Примитивная метафора противостояния старого и нового мира в современной интерпретации превращается в историю о том, как непросто женщине сочетать роль матери и человеческое предназначение.

"Я это очень хорошо понимаю. Я – актриса, выпускаю спектакль, а дома меня ждут двое детей. Я раздваиваюсь, многое им недодаю", – говорит Ксения Лаврова-Глинка, исполнительница роли Рашель.

С другой стороны, все происходящее на сцене – царство мрачного матриархата. Слабые, пьющие мужчины вообще не владеют ситуацией – ни революционной, ни бытовой.

"Женщина выносливее как биологический вид", – уверен Сергей Колесников, исполнитель роли Сергея Железнова.

В жизни Марины Голуб эта роль этапная. Она впервые в жизни чувствует, что ее героиня, Васса, вытесняет ее саму. В какие-то моменты она, актриса, просто перестает существовать. Про актуальность пьесы ее и спрашивать не стоит. Голуб уверена, что вся история России построена Вассами.

"Это как Фурцева, все они Вассы. Вроде, и хорошая, если посидишь с ней, рюмочку выпьешь – чудная. А потом кулаком по столу – и закрыла спектакль", – говорит актриса.

Мы привыкли к ностальгии по старой России – чеховской или булгаковской. Нам редко показывают другую ретроспекцию, и как-то совсем не хочется думать, что Россия, которую мы потеряли, была и такой, горьковской, ведь тогда ее совсем не жаль...

Читайте также:
"Васса Железнова" впервые на сцене МХТ имени Чехова