23.03.2010 | 11:05

Акира Куросава. Император японского кино

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Акиры Куросавы. Любимым образом выдающегося японского кинорежиссера был одинокий всадник в тумане. Он встречается во многих лентах мастера. Отчасти таким одиноким всадником был и сам Куросава. Именно благодаря его фильмам японский кинематограф узнали и признали во всем мире. Символично, что иероглиф "Акира" означает – "светлый", а "Куросава" – "черная равнина". Кажется, в этом противоречии отразилась суть его творчества, в котором органично сочетались традиции Востока и идеи Запада, пафос и юмор. Рассказывают "Новости культуры".



В 1975 году "Оскар" за лучший иностранный фильм поделили Япония и СССР. Премии была удостоена лента "Дерсу Узала" режиссера Акиры Куросавы. Во времена железного занавеса он умел получать награды на Западе, а снимать в СССР. Человек мира, Куросава первым из японских режиссеров доступно и понятно рассказал европейскому зрителю о своей стране. Кто знает – может быть, нынешнее увлечение Востоком началось именно с фильмов Куросавы.

"Он был потрясающей личностью. И масштаб мышления, которое выходило за рамки того, как это можно сформулировать, присутствие рядом с ним, возможность его видеть..." – говорит народный артист РСФСР Никита Михалков.

Мировую известность, а также первого "Оскара и "Золотого льва" Куросаве принес фильм "Расемон" – история убийства, рассказанная с четырех точек зрения. Тогда в кино, пожалуй, впервые появился образ самурая, который потом будет так часто вдохновлять режиссеров.

"До Куросава-сан не было такой реальности. Куросава-сан создал реальные картины жизни самураев", – заверяет переводчик Масахиро Икэда.

"Семь самураев" – один из самых известных фильмов Куросавы. Его персонажи – истинные сыны Японии, но они ведут себя почти как герои вестерна. Недаром после "Семи самураев" в Голливуде появилась "Великолепная семерка".

Впрочем, Куросава тоже не стеснялся заимствовать у Запада. Он перенес в Японию действие "Короля Лира" и "Макбета", аналогичным образом адаптировал "Идиота" и пьесу "На дне". И только "Дерсу Узала" – историю русского путешественника Арсеньева – решил снимать точно по сценарию – в Уссурийских степях.

"Если Куросава скажет, что в тайге всплыла подводная лодка, она должна всплыть. И вот, у нас все сотрудники группы – а их было более ста человек – вот такие были, высшего класса", – вспоминает режиссер Владимир Васильев.

Все восемь месяцев съемок с Куросавой Владимир Васильев, второй режиссер картины "Дерсу Узала", описал в книге "Император японского кино". Издание только что вышло из типографии. В нем рассказывается о том, как Юрий Соломин получил роль Арсеньева, а тувинский актер Максим Мунзук стал Дерсу; как жили в палатках без электричества, снимали без выходных, и как бескомпромиссен был Куросава.

"Куросава – такой режиссер реалистический, психологический. Поэтому по сценарию то, что было у Арсеньева, все укладывал ко мне в рюкзак. Это оказалось несколько десятков килограммов", – рассказывает народный артист СССР Юрий Соломин.

"Сказал, что все звери должны быть дикие. Ну, где взять дикого тигра? Выращивали тигра целый год, прикармливали медведя, косуль", – добавляет Владимир Васильев.

Куросаву недолюбливали чиновники. Из-за своей бескомпромиссности в деталях мастер всегда выходил за рамки бюджета. Однако именно идеально выстроенный видеоряд, приправленный восточной мудростью и глубиной смысла, принес ему самые престижные кинонаграды. В 1990 году Куросава получил третьего "Оскара" с формулировкой: "За достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире".

Сегодня на нашем телеканале начинается ретроспектива фильмов Акиры Куросавы. В 23:50 смотрите ленту "Расемон".

Читайте также:
Акира Куросава: "Кино — это моя жизнь"