23.03.2010 | 19:30

"Болонская система" в России: дебаты в Академии имени Строганова

В споре рождается истина. Руководствуясь этим незыблемым аргументом, студенты Московской художественно-промышленной Академии имени Строганова решили вступить в дебаты с самим ректором. Предмет спора – так называемая "Болонская система", которую уже называют "ударом по отечественной высшей школе". Необходимость перевода вузов на двухуровневую систему магистратуры и бакалавриата была обусловлена присоединением России к Болонской конвенции по высшему образованию в 2003 году. Считается, что эта система позволит признать действительными российские дипломы в Европе и США. Но, как показывает практика, "Болонская система" не приживается на российской почве. Особенное неприятие она вызывает у студентов творческих ВУЗов. Сегодняшние дебаты в Строгановке тому подтверждение. Все "за" и "против" "Болонской системы" - оценили Рассказывают "Новости культуры" .




В одном из залов Строгановки – выставка работ Аркадия Пластова, в этих стенах он учился не долго, два года. Сейчас это можно назвать "неоконченное высшее", или – "бакалавриат", если доучиться еще два года. Сейчас на выставке почти никого нет - большая часть студентов и преподавателей – собрались в другом месте. У студентов накопилось много вопросов.

Студенты Строгановки содрогнули даже эти, вполне прочные стены. А преподаватели решили объяснить им, зачем творческому ВУЗу такая жесткая система оценок. В зале – аншлаг.

Пока именно балльная система больше всего возмущает студентов. После их коллективных писем преподаватели решили объяснить, что именно такой метод работы помогает более точно оценивать знания.

"Сейчас какие-то появились системы пропусков, то есть студенты обязательно должны ходить и писать именно в это время и никогда больше. Мне кажется, что это не совсем правильно, потому что все равно мы люди творческие, нам иногда хочется писать, иногда нет. Иногда у нас есть вдохновение, иногда нет", - уверена студентка пятого курса МГХПУ им. Строганова Екатерина Аверкина.

"Требуется, чтобы студент в течение семестра отработал энное количество часов и получил энное количество баллов. Для того, чтобы было понятно, мы не просто оцениваем одну работу по стобалльной системе, а мы разделили на несколько этапов", - объясняет ректор МГХПУ им. Строганова Александр Стасюк.

Строго посещать все лекции – для большинства студентов, особенно творческих вузов, это почти непосильная задача. Но если от этого зависит итоговая оценка за семестр, приходится чем-то жертвовать. Эта сторона "Болонской системы" уже дала первые результаты.

"Для теоретических предметов просто плюс получился, то есть было посещение лекций, почти треть приходила, а тут сто процентов", - объясняет ректор МГХПУ им. Строганова Александр Стасюк, -
Система им позволила повысить интерес, посещаемость. Вы понимаете, не только посещаемость, интерес!" Но у студентов другое мнение. "Главное отметиться, все ради этого приходят, ради - отметиться. А не ради того, чтобы прийти учиться в институте", - рассказывает студент первого курса МГХПУ им. Строганова Александр Израилов.

Двухуровневая система начала действовать только в прошлом году, и пока рано говорить о результатах, должно пройти минимум четыре года. Но уже сейчас преподаватели делают прогноз: бакалавр из Строгановки по качеству знаний будет тем же специалистом.

Александр Стасюк, ректор МГХПУ им. Строганова: "Для нас в течение четырех лет обучать тому, чему мы учили за пять лет, несколько усложняется задача. Но она предполагает, что мы участвуем в таком непрерывном образовании, для творческих вузов это характерно".

И все же в Строгановке не все специальности включены в "Болонскую систему". Постановлением правительства в декабре 2009 года утвердили список специальностей, которые стали исключением.

Олег Неретин, директор департамента науки и образования министерства культуры РФ: "Что такое кинорежиссер-бакалавр? Это же никто не может ответить. Что он должен - короткометражки снимать? Что касается системы образования в области искусства, то в этом случае Болонский процесс вообще-то не очень проходит иногда, поэтому ряд наших направлений подготовки выведен пока из Болонского процесса, пока и, надеюсь, навсегда".

Сегодняшнее собрание в Строгановке – это скорее выступление преподавателей, чем обсуждение. Мнение студентов здесь не учитывается. К 2011 году все вузы страны обязаны перейти на "Болонскую систему", последствия которой оценят позже. Возможно, тогда мнение студентов будет высказано на более высоком уровне.