24.03.2010 | 13:02

Мусульманский Новый год вместе с ансамблем "Фераг"

В дни Навруза – мусульманского Нового года – в столице проходит фестиваль иранской культуры. Накануне ансамбль "Фераг" познакомил москвичей с традиционной иранской музыкой. Ей трудно подобрать европейские аналоги. Она не используется в религиозных церемониях – в исламе подобное недопустимо. Эту музыку не назовешь народной, ведь она доступна только профессиональным исполнителям. У нее совершенно особое настроение. Красоту иранской музыки оценили "Новости культуры".



В футляре, чем-то напоминающем скрипичный, лежит иранский струнный инструмент сантур. "Это самый легкий иранский инструмент. На нем все ноты есть, не надо зажимать струны. Но играть надо очень быстро, а вот это непросто", – рассказывает руководитель ансамбля Пежман Эхтияри.

Сантур довольно молод, его история насчитывает всего пять столетий. Томбак старше почти вдвое. Дариуш Чавоши в ансамбле "Фераг" играет лишь год, но освоению своего инструмента посвятил уже много лет.

"Я начал играть на томбаке с детства. Занимался с дядей и братом, они хорошо на нем играли. А потом я стал заниматься с учителем. У меня было четыре учителя", – говорит он. Такое неформальное обучение в Иране ценится выше, чем занятия на музыкальном факультете университета.

Кажется, эта музыка родилась очень давно. Еще в те времена, когда не знали не только компьютеров и мобильных телефонов, но даже о паровозах не имели представления. Однако автор прозвучавших композиций – наш современник – руководитель ансамбля "Фераг" Пежман Эхтияри. Более того, музыка записана привычными европейцам нотами.

"Еще лет сто назад классическая иранская музыка никак не записывалась. Она сохранялась только в памяти и передавалась от учителя к ученику. Но чтобы европейцам было легче понимать нашу музыку, лет восемьдесят назад ее стали записывать нотами, как в Европе", – замечает Пежман Эхтияри.

В отличие от европейской традиции, где мужчины и женщины в музыкальных коллективах играют на равных, в иранский ансамбль "Фераг" принимают только мужчин.

"Женщины в Иране тоже часто играют на каком-либо инструменте. Они могут играть для себя дома и даже принимать участие в аудиозаписях, но им запрещено выступать на концертах", – поясняет Пежман Эхтияри.

Надо заметить, что в Иране, в целом, неоднозначное отношение к музыке и музыкантам.

"Есть две группировки. Одни, условно говоря, – это сторонники музыки, которые способствуют развитию музыкального образования в Иране. Другие – по религиозным мотивам – противники музыки", – добавляет руководитель ансамбля.

За пределами Ирана у этой музыки противников нет. Даже самый неискушенный слушатель не может не проникнуться ее особой красотой.