31.01.2018 | 20:00

В столице рассказали об афише предстоящих гастролей японского театра кабуки

Гастроли театра кабуки пройдут в Москве и Петербурге в сентябре. Эти выступления – часть программы перекрестного Года культуры России и Японии. Уже 1 февраля начнется продажа билетов на спектакли. На пресс-конференции организаторы познакомили журналистов с афишей предстоящих гастролей. Продолжит Валерия Кудрявцева.

Такой эмоциональной пресс-конференции журналисты давно не видели. До приезда театра кабуки – еще почти полгода, а кажется, что он уже – часть российской жизни.

«Первый раз у видел кабуки в 1986 году. Я пришел со своим старшим сыном, которому было 12. Тем более было мое большое удивление, когда я приехал в Японию и пошел в театр кабуки, я увидел, когда выходят на сцену популярные актеры, то японские зрители начинают кричать, как на хоккее. Это абсолютно другое восприятие происходящего на сцене», ‒ вспоминает специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

У Чеховского фестиваля давняя традиция сотрудничества с японским театром и его ведущими режиссерами. В новейшей истории кабуки в Россию привозили именно чеховцы – в 2003-м. И вот сейчас, в перекрестный год двух стран – снова подарок театралам. На этот раз кабуки даже примут участие в Дне города Москвы, с которым совпадают гастроли.

«Мы договорились с кабуки, что они свою лепту дополнительно внесут перед началом спектакля, за полчаса или час, их оркестр будет играть на балконе Моссовета, в саде “Аквариум”, для того, чтобы дать уважение Дню города», ‒ рассказал директор Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова Валерий Шадрин.

Кабуки – национальный символ и гордость Японии. Сейчас сложно представить, но вначале в кабуки играли только женщины. И лишь с середины XVII века их вытеснили мужчины. Еще одной реформе этот вид театра обязан драматургу Тикамацу Мондзаэмона, которого многие называют японским Шекспиром.

Главная тема его драм – несчастная любовь. Любопытно, что за два года до смерти драматурга был издан правительственный указ, запрещавший постановку пьес о самоубийстве влюбленных, как подрывающих строй. Как раз одну из таких – «Кэйсэй Хангонко» – и привезут в Россию.

Пока видео приветствие прислал Накамура Гандзиро IV – легендарный японский актер кабуки во многих поколениях. В сентябре он лично продемонстрирует свой годами отточенный кабуки-талант. Посол Японии в России Тоёхиса Кодзуки, кроме официальных слов, дал краткий экскурс в вопросы взаимовлияния двух культур. За все время существования кабуки в России театр побывал только пять раз. Первый был в 1928 году. Одним из зрителей тогда был Сергей Эйзенштейн.

«И специалисты отмечают, что в его последующем творчестве, например, в фильме "Иван Грозный" можно видеть влияние эстетики и постановочных методик кабуки. На прокатах фильма лицо Ивана Грозного очень напоминает грим актеров кабуки», ‒ объяснил чрезвычайный и полномочный посол Японии Тоёхиса Кодзуки.

Семь спектаклей для поклонников кабуки в Москве, четыре – в Петербурге. На сцене Большого драматического театра имени Товстоногова. У петербуржцев на то, чтобы соскучиться, было 30 лет.

«Мне кажется, что это особенно важно для тех людей, которым сейчас примерно столько лет или меньше. Это надо смотреть своими глазами, до Японии долетят не все, а до БДТ можно как-то дойти, хоть как-то сюда попытаться прорваться. Если говорить о традиции русского театра, влияние восточного театра на нее тоже было достаточно серьезным», ‒ отметил художественный руководитель БТД Андрей Могучий.

Погружаться в магию древнего японского театра лучше, хоть немного зная его историю и эстетику. Для желающих ‒ впереди еще несколько месяцев на подготовку.

Новости культуры