25.03.2010 | 10:06

Фильм "Поп": отношения власти и Церкви снова в центре внимания

Сегодня в Москве Владимир Хотиненко представит свой фильм "Поп", который рассказывает об одной из самых спорных и малоизученных страниц Великой Отечественной войны – деятельности Псковской православной миссии, инициированной немцами летом 1941 года. В центре сюжета – история сельского священника, отца Александра, которому пришлось возрождать церковную жизнь на оккупированной территории. Рассказывают "Новости культуры".



"Царь" Лунгина, "Чудо" Прошкина, и вот – новая премьера – "Поп". Взаимоотношения Церкви и власти все чаще появляются в объективе кинокамеры. Будь то эпоха Ивана Грозного, советский режим или немецкая оккупация, власть в премьерах этого сезона – абсолютное воплощение зла. Опозицией выступает Церковь, всеми силами защищающая принципы веры.

"В оккупации было пятьдесят-семьдесят миллионов человек, людей брошенных. Это население сегодняшней Украины. Они были в совершеннейшем неведении. Ни радио, ни газет – ничего не знали, что происходит вокруг. А если это женщины, дети... Надо было просто жить, и Псковская миссия выполняла эту функцию – укрепления людей в вере", – говорит режиссер Владимир Хотиненко.

К 1940-м на Псковщине и в Прибалтике почти не осталось церквей. Оккупировав эти края, фашисты решили возродить православные приходы при одном условии: священники должны были агитировать за немцев. За это они, фактически, получали возможность помогать односельчанам, что называется, и словом, и делом.

"Митрополит Сергий Воскресенский, который был экзархом всея Прибалтики до прихода немцев, при немцах он, в частности, выпросил детей из известнейшего концлагеря Саласпилс, которых немцы отдали на воспитание священникам этой миссии", – рассказывает автор сценария Александр Сегень.

Как пишут историки, священники Псковской миссии прятали партизан под куполами церквей, укрывали евреев, но в то же время на каждой службе благодарили немцев за возрождение христианства на Псковщине. Такой сложный путь выбрал главный герой фильма, роль которого исполнил Сергей Маковецкий. Он прочел не один том воспоминаний, часами слушал консультации духовенства, чтобы создать собирательный образ псковского миссионера, прошедшего сначала большевистские гонения, потом оккупацию.

"Немцы действительно рассчитывали на эту Псковскую миссию, особенно Вермахт. Поэтому что они считали, что враг моего врага – мой друг. Но они ошиблись. Те оказались патриотами", – говорит актер.

"Политический контекст всегда вторичен. Интересом, предметом заботы Церкви, главной заботой Церкви является личность человека. Поэтому в любых условиях Церковь свое служение осуществляет", – заверяет председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда.

Действие фильма происходит на границе с Латвией, где сегодня многие пытаются пересмотреть итоги Второй мировой. В картине нет боев и героев. На основе исторических документов авторы фильма воспроизводят реальную жизнь на оккупированных территориях. Это еще одна правда о войне и о Победе.

"Если есть какая-то идея, нас объединяющая за последние годы, это идея победы в Великой Отечественной войне. У нас, к сожалению, за последние годы идеи более существенной, нас объединяющей, не появилось", – считает Владимир Хотиненко.

Главу Псковской миссии фашисты убили в 1944 году. После Победы большинство священников в Советском Союзе получили от десяти до двадцати лет лагерей. Более чем на полвека Псковскую миссию вычеркнули из официальной истории Великой Отечественной. Фильм о событиях тех лет благословил покойный патриарх Алексий Второй. В Псковской миссии состоял его отец.

Фильм выходит в прокат 4 апреля рекордным количеством копий – около семисот. Его покажут не только в России, но также в странах Балтии и Казахстане.