25.03.2010 | 11:40

В Центре современного искусства прошел "концерт в наушниках"

Сразу два смотра современного искусства, которые проходят сейчас в Москве, объединила "Франкофония". Первый представляет новинки французского кино, второй знакомит с лучшими образцами экспериментальной музыки Франции. Но если кинофестиваль рассчитан на самого широкого зрителя, то музыкальный смотр – на довольно узкий круг знатоков. Один из концертов прошел в Государственном центре современного искусства. Рассказывают "Новости культуры".



"Концерт в наушниках" со стороны выглядит беззвучной медитацией. Но стоит толко надеть наушники – и сразу же можно услышать, что у этих людей в головах, понять смысл таинственных манипуляций с предметами Тьерри Балласа, содержимое звукового архива Давида Жисса, и то, что заставляет пританцовывать Кристиана Себийя.

"Передо мной два ноутбука: в одном – звуки, которые я записал в Москве, в другом – программа, которая помогает мне в реальном времени изменять те звуки, которые производит Тьерри Баллас", – говорит композитор и саунд-артист Кристиан Себий.

Производить звуки Тьерри Балласу помогают самые неожиданные предметы: погремушки и этнические инструменты.

"Это румынская лютня, я на нее установил три микрофона, могу играть как и положено, а могу, как на ударных", – показывает Тьери Баллас.

На ней можно играть не только руками, но и чашкой. Все эти гремелки, шуршалки, тарелки, электробритвы и даже аквариумы обвешаны микрофонами.

"Например, на этом аквариуме для рыбок – три микрофона. Без них не услышишь такие звуки, – продолжает саунд-артист. – Микрофон работает как микроскоп, он позволяет укрупнить негромкие, но очень интересные звуки".

Тьерри Баллас производит звуки, Кристиан Себий трансформирует их в звуковые эффекты, а Давид Жисс вносит в эту историю русскую фактуру.

"Я больше двадцати лет работаю на радио, и у меня завалялся редкий материал. Например, интервью с Мариной Влади, Мстиславом Ростроповичем, Владимиром Высоцким. Отдельные фрагменты я использую в этом концерте", – замечает Давид Жисс.

Другая национальная фактура – колокольный звон, который Кристиан Себий записал в московских церквях. Четыре дня перед концертом он ходил со своим рекордером по улицам Москвы, рынкам и пригородам. Сейчас он пишет цикл композиций "Воображаемые города": Лиссабон, Афины, Буэнос -Айрес, теперь на очереди Москва.

"У Москвы достаточно монолитный звуковой образ: огромные пространства, заполненные реверберацией – будь то проспект с потоком машин или церковь с колоколами", – поясняет композитор.

Исследование звукового пространства, идеи рукотворности и разнородности музыки – эти интересы объединили трех музыкантов для создания электроакустического эксперимента "Концерт в наушниках". Длится это произведение тридцать минут, эхо звучит гораздо дольше.

Читайте также:
"Московский форум" с французским акцентом