25.03.2010 | 19:43

Круглый стол для директоров московских театров

Что мешает деятелям культуры? Сегодня свои жалобы на действующее законодательство в сфере культуры на круглом столе в Общественной палате озвучили директора московских театров. Основной закон Российской Федерации о культуре датируется 92-м годом. За это время он оброс большим количеством поправок, часто противоречащих друг другу. Готовится новый закон. Но для начала необходимо выслушать тех, кому предстоит его исполнять. Мнения одной из заинтересованных сторон выслушали "Новости культуры".



"Юрий Любимов приехал сегодня в Общественную палату не как худрук, как директор "Театра на Таганке". К такому совмещению функций его привел горький опыт.

Юрий Любимов, художественный руководитель и директор "Театра на Таганке": "Вы что думаете от хорошей жизни у меня директоров нет? Ну, были, да сплыли, потому что поддерживали Управу, а не меня".

Управление культурой сверху, по старой советской памяти, Любимов воспринимает как процесс крайне недружелюбный. Государственные бюджет, контроль и закон - для жизни культурных учреждений - материи жизненно-важные, но пойди - найди довольных тем, как это все работает.

Юрий Любимов: "Если раньше я подписывал бумаги один час, то теперь - три, и все без толку, один закон противоречит другому".

Потому любой театральный менеджер знает, как законы не то чтобы нарушать, но обходить. Проблема в том, что основной федеральный закон о культуре устарел, а другие законы, хоть и касаются учреждений культуры, но ее специфики не учитывают.

Марк Гурвич, директор театра им. М.Н.Ермоловой: "Большая проблема с новыми постановками. 94-й федеральный закон тормозит все премьеры в театрах страны".

Речь о федеральном законе, который обязывает проводить конкурс на любое дело стоимостью больше ста тысяч рублей. После активных выступлений театральных деятелей к нему уже появились поправки, касающиеся режиссеров и сценографов, но вот, например, тех, кто работает над декорациями и костюмами, они не касаются. Другая острая проблема - налогообложение гастрольной прибыли и выплат в Российское авторское общество.

Андрей Воробьев, директор театра "Мастерская Петра Фоменко": "Это очень правильно, за эксплуатацию интеллектуальной собственности нужно платить. Но ведь последние вести говорят, что мы должны платить единый социальный налог с этой суммы".

Такой налог вообще-то применяется к зарплатам физических лиц, но Российское Авторское общество – лицо юридическое, и законопослушный директор театра не понимает, к чему эти чрезмерные траты? Несмотря на многие юридические и экономические неудобства современного менеджера культуры, есть одно завоевание – это право культурных учреждений самостоятельно определять цены на билеты. В результате театральные билеты в Москве уже на европейском уровне, и за этот бастион будут биться.

Страхи эти пока беспочвенны, в вопросе цены на билет законодатели будут защищать деятелей культуры, а не потребителей.
Одно из радикальных предложений круглого стола "Театр сегодня. Экспертиза законадательных и подзаконных актов" поступило от Юрия Любимова. Сегодня, как никогда, считает он, худруку театра необходим контроль над труппой, право нанимать сотрудников под конкретные проекты и увольнять после.

Юрий Любимов: "Наши гордятся репертуарным театром, но не понимают, что он загнется, если не ввести срочно контрактную систему".

Тереза Дурова, художественный руководитель Московского театра клоунады: "Другое дело, что за этим должен стоять соцпакет, который обезопасит артиста".

Завтра в Государственной Думе во втором чтении пройдут слушания закона о бюджетных учреждениях нового типа. Этот закон имеет самое прямое отношение к культурным учреждениям. Что уж говорить о новом законе о культуре. Его проект планируют сдать к концу года. Руководитель рабочей группы, призванной провести экспертизу законодательства о культуре, когда-то работал в журнале "Театр". Он считает, сегодняшняя встреча повлияет на законодательный процесс.

Сергей Абрамов, член комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры Общественной палаты РФ: "Их настроение, их готовность…чтобы писать серьезный закон".

После директоров театров комиссия по сохранению и развитию отечественной культуры планирует выслушать директоров музеев. Время готовить конструктивные предложения.