26.03.2010 | 11:26

Реставрация главного фонтанного комплекса Петергофа

Большой каскад в Петергофе ожидает блестящее будущее, причем, в буквальном смысле. К концу апреля скульптуры с водопадных уступов засияют новой позолотой. Последний раз бронзовые фигуры проходили "коллективную диспансеризацию" в середине 90-х. Сейчас пустуют 14 постаментов - изваяния дожидаются своей очереди на прием к реставраторам. В мастерских, где античным героям возвращают утерянный лоск, побывали "Новости культуры".




В золото фигуру одевают снизу вверх, оставляя лицо и прическу напоследок. Так, сантиметр за сантиметром героев и богов доводят до совершенства. Изъянов быть не должно.

Художник-реставратор Наталья Михайлова: "Убираем дефекты стыковок, потому что здесь поверхность такая рельефная, лист может раскрошиться. Для того чтобы заделать микротрещинки, мы дыханием согреваем верхний слой мордана и на него клеим листик".

К столь деликатному обращению безмолвные пациенты привыкли: за их бронзовыми плечами уже не одна реставрация, и все поколения специалистов следовали единственной драгоценной технологии. Старинный лак - мордан, которым перед золочением покрывают скульптуру, сделан на основе янтаря. Всего на изваяниях семь защитных слоев против коррозии. В их составе олифа и даже свинец. Цвет каждой фигуры как индикатор стадии восстановления.

Директор реставрационный мастерских Александр Бережной комментирует работу: "Это еще первая стадия, первый слой сурика положен, сейчас шпаклевка и ошкуривание. Вот тут видно, что до половины пройдена, а вот тут еще нет - эта скульптура еще в работе".

Реставраторы, словно опытные медики, еще и врачуют старые раны. На фигурах много дефектов, они появились из-за технологии, которую использовали при отливке в 1800 году. Трещины заполняют особым раствором. Впрочем, отпечаток на бронзовые тела накладывает и сам Большой каскад: ежедневный душ не очень полезен для изваяний.

"Они то высыхают, то снова становятся влажные - и золочение, сусальное золото, начинает постепенно разрушаться", - рассказывает заместитель генерального директора музея-заповедника "Петергоф" Тамара Носович.

В музейных кругах давно обсуждают возможность замены оригиналов скульптур на копии. В Петергофе уже есть такая практика, но пока в помещения стараются убрать только мраморные фигуры: им капризы погоды вообще противопоказаны. Их бронзовые коллеги под открытым небом все же чувствуют себя лучше. Защитные слои и золотой панцирь на время сохранят их от воздействий. Так что на ближайшие 10-15 лет, до следующей плановой диспансеризации, главный фонтанный комплекс Петергофа сохранит свое лицо.