27.03.2010 | 22:11

О современном положении российских театров

Театральная жизнь в России сегодня – это не только торжества, премьеры и открытия. Российский театр переживает сложные времена. Ему не хватает средств для нормального роста и развития, а пристальное внимание прессы и критики далеко не всегда оказывает положительный эффект. Будни и будущее отечественного театра в комментариях практиков и теоретиков сцены – в репортаже "Новостей культуры".



На самом деле, все не так плохо. Театр любили, любят и будут любить во всех его проявлениях. А проявления у театра разные – и интеллектуальные, и увеселительно-развлекательные. И если во всем мире эти два направления просто сосуществуют, то мы, при нашей любви навешивать ярлыки, все хорошее называем "репертуарным театром", а все плохое – "антрепризой", не учитывая, что эти две структуры просто функционируют по принципиально разным схемам.

"Антреприза, по сути, может быть только театром массового успеха", – поясняет профессор кафедры менеджмента сценических искусств РАТИ-ГИТИС Геннадий Дадамян

В отличие от частного театра, государственные театры поддерживаются бюджетом – федеральным и муниципальным. Получается, что мы дважды платим за спектакль – сначала из вычитаемых у нас налогов, потом – непосредственно из кошелька в момент приобретения билета. Однако налогоплательщикам не стоит беспокоиться – деньгами из госбюджета можно оплатить только одно крыло "Чайки". Если мы хотим видеть "Чайку" полноценную, то за второе крыло придется уже доплачивать.

"Закон о меценатстве, как нам намекают, никогда не будет принят", – говорит председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.

"К сожалению, государство опасается доработать этот закон из-за злоупотреблений, но закон о меценатстве необходим", – считает театральный продюсер Давид Смелянский.

Парадоксальная проблема: речь идет не об отсутствии желания частных инвесторов помогать театру, а о нежелании властей создать адекватную форму для меценатства.

"Необходимо создание в обществе системы и мотивации поддержки искусства. Сегодня только два-четыре процента бюджета театра – спонсоры, а государство урезает поддержку социальной сферы", – отмечает профессор кафедры менеджмента сценических искусств РАТИ-ГИТИС Геннадий Дадамян.

Распространенная ошибка – предлагать театру перейти на хозрасчет.

"Перевод театра на хозрасчетную систему – это в корне неверно, это разрушает его творческий потенциал", – убежден Давид Смелянский.

Волна театральных конфликтов с привлечением широкой общественности искажает образ театра. Можно обойтись без излишней романтизации, но скатываться к "бульвару", когда театральные новости занимают место в колонках желтой прессы, недопустимо. Происходит это потому, что естественные творческие разногласия раздуваются до уровня скандала. Остается только искать, кому это выгодно.

"Модернизация театра необходима. Дальше идут творческие проблемы – взаимоотношения режиссеров и актеров", – поясняет Александр Калягин.

Одно из самых растиражированных высказываний о театре принадлежит Томасу Манну: "Театр превращает толпу в народ". Народ этот, согласно данным Геннадия Дадамяна, на редкость молод – половина зрителей в театральном зале моложе 27 лет, две трети из них – женщины, большинство – с высшим образованием. Их доходы в два раза превышают средний. Учитывают ли этот совокупный образ своего зрителя руководители театров, сказать трудно. Но, судя по тому, что залы на самых разных спектаклях по-прежнему полны, именно о ней, нарядной молодой девушке с хорошим образованием, думают те, кто из сезона в сезон дает команду "Третий звонок, мы начинаем спектакль".