20.07.2012 | 23:37

В Большой театр вернется король инструментов

Орган – атрибут многих крупных музыкальных театров. Король инструментов есть в оперных театрах Будапешта, Пекина, Сиднея. А вот на исторической сцене Большого театра его явно не хватало. Процесс изготовления был очень сложным и длительным – почти все детали создавались вручную. Установка тоже потребовала изрядного количества времени. И вот, наконец, главная сцена страны готова к тому, чтобы на ней раздался новый многозвучный голос. «Новости культуры» изнутри изучили уникальный инструмент.

Музыканты-органисты, артисты оркестра, специалисты по акустике. Авторитетная комиссия скрупулезно исследует звук нового немецкого органа. Пока ему не хватает мощи.

Инженеры столкнулись со сложнейшей задачей: встроить восьмитонный инструмент с тридцатью одним регистром в ограниченное пространство сцены. Инструмент не виден зрителю – действие и декорации первичны, а его звучание должно сливаться с оркестром.

Мало кому удается проникнуть в святая святых – внутрь инструмента. В органной галерее находиться довольно сложно. Когда кто-то играет на инструменте – очень громко. Это и неудивительно, ведь в нем порядка двух тысяч труб.

Как именно в стенах Большого зазвучит новый инструмент, Штефан Штюрцер пытался представить еще до начала его проектирования. Он стал изучать историю и нашел документы, из которых следовало: в театре и раньше был орган.

«Предыдущий орган здесь был установлен в середине ХХ века, а в 1970-х годах он был отсюда извлечен. Тот орган был тоже немецкой фирмы. Он тоже был не виден на сцене, но был намного меньше», – поясняет представитель компании-производителя Штефан Штюрцер (Германия).

В советское время орган практически не использовали, он постепенно разрушался, пока в 1980-х его совсем не разобрали. Теперь обновленную сцену Большого театра, как Будапештскую или Пекинскую оперу, трудно представить без этого инструмента.

«В огромном количестве опер – "Садко", "Орлеанская дева", "Тоска" – звучит орган. Заменить его практически невозможно. Когда его не было, заменяли синтезатором. Вторичное такое звучание можно создать. Но непосредственно живое звучание органа, с его тембрами богатыми, с объемом, безусловно, необходимо театру», – убежден управляющий оркестром Большого театра Александр Шанин.

В Большом теперь мечтают услышать оратории и мессы в сопровождении органа.

«Для органа найдется применение очень разностороннее. И, может быть, мы будем, если у нас получится хороший орган, играть даже органные концерты», – предполагает главный дирижер Большого театра Василий Синайский.

Сделать Большой Меккой оперного мира – главный театр страны настойчиво воплощает эту мечту. Но раздавать обещания не торопится. На вопрос, когда зритель услышит в Большом орган, в театре отвечают: как только его звучание будет идеальным.

Читайте также:
В Большом театре зазвучит собственный уникальный орган