31.03.2010 | 19:43

Картина "Смерть Рафаэля" возвращается в Царское Село

В собрание Музея-заповедника "Царское Село" вернулось полотно Феличе Скьявоне "Смерть Рафаэля". Двухлетняя реставрация картины проходила в мастерской Академии художеств в Петербурге. Это полотно из собрания Екатерининского дворца пострадало во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны. В восстановлении картины активное участие приняла Италия. Возвращение полотна Скьявоне стало своеобразным подарком к грядущему 300-летию Царского Села. Рассказывают "Новости культуры".



Картина итальянского мастера Феличе Скьявоне не известна ни российским ценителям искусства, ни итальянской публике. Война, эвакуация и семидесятилетнее забвение вырвали из художественного контекста работу, которая заслуживает пристального внимания. Смерть Рафаэля, как, впрочем, смерть любого гения, волнует мир с середины XIV века. Художественная версия Скьявоне аллегорична, масштабна и во многом загадочна.

Заказ на создание полотна о последнем часе Рафаэля малоизвестный итальянский мастер получил от великого князя Александра Николаевича. В 1841 году будущий император Александр Второй путешествовал по Италии, изучал историю искусства и в числе прочих посетил мастерскую потомственных художников Скьявоне. Младший Скьявоне, не отличавшийся особыми талантами, но получивший благодаря своему обаянию крупный заказ, начал собирать материал для будущей картины. Работа заняла двадцать лет и, по сути, стала делом всей жизни. В 1860 году император наградил художника орденом святого Станислава третьей степени. До начала Второй мировой войны картина находилась в Лионском зале большого Царскосельского дворца. Эвакуация осенью 1941 года проходила в страшной спешке.

Любимый ученик Рафаэля Джулио Романо, принимающий трагическую весть кардинал Бэмбо, обращенный к зрителям скульптор Бенвенуто Челлини и восторгающийся последней картиной Рафаэля Микеланджело – всего на картине девятнадцать персонажей. Но вот парадокс – в "Смерти Рафаэля" нет самого Рафаэля. Его фигура находится на втором плане, за Бальтазаром Перуцци.

Реставрация редкого полотна XIX века стала возможной благодаря финансовой поддержке муниципалитета города Мантуя. Мэр, потомок итальянских деятелей Коминтерна гостил в Царском Селе три года назад.

Реставрация проводилась в мастерской Академии художеств под руководством профессора Юрия Боброва. Мастера провели кропотливую работу, сочетая новейшие технологии со старыми проверенными методами. Благодаря комплексному подходу в случае со Скьявоне удалось избежать дублирования старого холста.

Отреставрированная картина Скьявоне уже успела порадовать итальянских зрителей. Премьера получилась шумной, ведь любое напоминание о Рафаэле в Италии приобретает характер сенсации.