05.04.2010 | 10:48

В Царском Селе завершается реставрация павильона "Эрмитаж"

В Царском Селе завершается реставрация павильона "Эрмитаж" - уникального памятника эпохи барокко. Шедевр Растрелли почти семь десятилетий был недоступен для публики. Восстановить "Эрмитаж" пытались и после войны, и к Олимпиаде-80, однако по различным причинам работы так и не удалось довести до конца. Когда царскосельский "Эрмитаж" откроется для первых посетителей, и к каким сюрпризам стоит подготовиться его гостям, выясняли "Новости культуры".




В программе празднования трехсотлетия Царского Села легендарному творению Растрелли уготована ведущая роль. Еще год назад в успех возрождения дворцового павильона даже в заповеднике верили немногие.

"У этого "Эрмитажа" очень странная история, иногда мне кажется, что он сам диктует правила игры", - говорит ведущий научный сотрудник ГМЗ "Царское Село", хранитель павильона "Эрмитаж" Галина Ходасевич.

Кадры кинохроники сохранили убранство довоенного "Эрмитажа". Как семьдесят лет назад, так и сегодня главной изюминкой барочного интерьера остаются столы-невидимки и уникальные подъемные механизмы, о которых многие слышали, но мало кто видел.
Гул, с которым поднимается центральный стол "Эрмитажа", можно легко принять за гул истории. Еще до окончания строительства Большого дворца Елизавета Петровна принимала в "Эрмитаже" иностранных послов.

"Я бы сказала, что здесь проходили встречи без галстуков дипломатических послов... Когда можно было решать государственные проблемы", - рассказывает Галина Ходасевич.

Затея с подъемными столами избавляла вельмож от присутствия прислуги. Для индивидуального обслуживания инженеры XVIII столетия предусмотрели специальные механизмы. По желанию участник трапезы мог заказать любое блюдо, достаточно написать название на грифельной доске и напомнить о себе с помощью колокольчика.

"С помощью противовесов обеспечивается легкое поднятие… и сервировка блюд", - объясняет руководитель реставрационных работ Сергей Соловьев.

Гостям, уставшим от застолья, "Эрмитаж" предлагал удивительную для XVIII столетия метаморфозу.

"Уникальность этого сооружения в том, что с помощью этих механизмов обеденный зал на втором этаже "Эрмитажа" превращался в бальный зал", - говорит директор реставрационной организации Геннадий Кравиц.

В нижнем подвальном помещении движение столов обеспечивали 18 крепких слуг, наделенных особым статусом. Их главная задача состояла в том, чтобы не попасться на глаза гостям резиденции. По сохранившимся деталям удалось полностью восстановить утраченные механизмы.

Барочное чудо Растрелли было также и техническим чудом. Винтовой лестницы не было. Гости поднимались на второй этаж на специальных подъемниках, так называемых канапе.

На реставрационном фронте заповедника "Эрмитаж" сегодня - самая горячая точка. До главных юбилейных торжеств осталось меньше трех месяцев. Павильон должен открыться 24 июня. Музейный кот Василий, следивший за объектом последние пять лет, уже подыскивает более спокойное место.