05.04.2010 | 19:50

Амстердам увидел "Танец" Матисса

"От Матисса до Малевича" – семьдесят самых знаменитых полотен модернистов из собрания Эрмитажа представлены в Амстердаме. Масштабная экспозиция открылась на берегах Амстела, где располагается зарубежный филиал петербургского музея. Центральный экспонат выставки – "Танец" Матисса – впервые увидели в Голландии. На правах vip-гостя он прилетел в Амстердам отдельным рейсом. Рассказывают "Новости культуры".




Старинные здания в Амстердаме выстроены в своеобразном стиле. Некоторые шутят: как правило, фасад чуть шире входной двери. Этому есть историческое объяснение: земля в городе была слишком дорогой, поэтому дома возводили узкие и высокие. С тех пор сохранилась традиция поверять статус владельца шириной фасада. Эрмитаж на Амстеле – это комплекс зданий длиной в целый квартал! Еще одна любопытная деталь: когда на общественных слушаниях решали, под какие нужды отдать это здание, жители всех прилегающих улиц единогласно высказались за филиал петербургского музея.

Для Амстердама Эрмитаж снял все сливки с коллекции модернистов. Пикассо, Ван Донген, Кандинский, Малевич. Местные гиды сбились с ног – водят по двадцать экскурсий в неделю

"Интерес огромный, и это интерес публики, которая возвращается в музей, который они любят и знают. Существует потребность прийти в Эрмитаж, посетить Эрмитаж. И я часто слышу: "Наша следующая поездка будет в Санкт-Петербург, я хочу пойти в Эрмитаж в Петербурге"", – замечает гид-экскурсовод музея Анна Островская.

То, что в Нидерланды привезут "Танец" Матисса, скрывали до последнего. Лидвен Хелдерманс всю жизнь мечтала его увидеть, и наконец картина уже совсем рядом.

"Я не могу поверить! Непременно вернусь сюда завтра утром. Что вы, это же невероятная картина! И возможность увидеть ее в оригинале – это просто счастье!" – восклицает она.

Из Петербурга до Голландских залов "Танец" добирался несколько дней: в зарубежном визите шедевра был расписан каждый шаг – начиная с погрузки в самолет.

Vip-гость выставки путешествует грузовым бизнес-классом. Для полотна предусмотрен отдельный отсек. Оно упаковано в специальный кофр, внутри расположены особые крепления и несколько слоев защиты, чтобы поверхность холста ни в коем случае не касалась стенок. После погрузки, уже в отсеке, ящик дополнительно укрепляют и организуют охрану на время всего полета.

Картину ставили строго вертикально и только по направлению движения, чтобы уберечь от вибрации.

В грузовой отсек в аэропорту Амстердама доступ открыт только по спецпропускам. Именно там голландцы впервые открыли для себя шедевр.

"Это, конечно, репродукция, оригинал пока внутри. Мы откроем его уже на выставке. А копию поместили на футляр – специально, чтобы сразу было понятно: это особый груз. Мы счастливы, что Матисс наконец на нашей земле", – признается директор Эрмитажа в Амстердаме Эрнст Вин.

В финале пути долгожданный груз вдруг поставил голландцев в тупик: огромный футляр с полотном просто не прошел в дверной проем. После долгих переговоров Матисса были готовы носить на руках, но даже при таком обращении хранители хватались за сердце

В зале голландская сторона взяла высоту только со второго раза – сначала картину повесили ниже, чем нужно. Впрочем. Петербургские специалисты все поправили и заверили. В этом нет ничего страшного – рабочий момент.

"Гарантия не предусматривает мельчайших деталей. Это общий документ. Есть правительственные гарантии, это огромная художественная ценность, поэтому все есть, и я не вижу здесь нарушений", – заверяет хранитель коллекции французской живописи конца XIX – начала ХХ века Альберт Костеневич.

Между тем, на полотна давно претендуют наследники их бывших владельцев, поэтому особый момент зарубежных поездок – иммунитет от ареста и изъятия. На этот раз его гарантирует голландское правительство. Однако в Петербург "Танец" Матисса вернут все-таки раньше остальных картин – в начале мая. Даже полтора месяца для шедевра такого уровня – командировка более чем продолжительная.