06.04.2010 | 11:15

"Слепота" для избранных

Два года понадобилось фильму Фернандо Мейреллиша "Слепота" чтобы преодолеть расстояние от Лазурного берега Франции до Москвы. В 2008 году лента бразильского режиссера открывала 61-й Каннский кинофестиваль, а 8 апреля 2010 она, наконец, выйдет в российский прокат. В основе сценария "Слепоты" – одноименный роман лауреата Нобелевской премии, португальского писателя Жозе Сарамаго. Опыт перевода современной литературной классики на язык кино оценили "Новости культуры".




Все начинается с внезапно ослепшего на светофоре водителя. Потом тотальная эпидемия слепоты поражает всех. И кажется, только героиня Джулианы Мур может наблюдать за всем этим кошмаром со стороны. Но роль стороннего наблюдателя не для нее.

Место действия – условный город N, и это одно из главных условий нобелевского лауреата Жозе Сарамаго. Когда португалец соглашался на экранизацию своего знаменитого романа, он настаивал на универсальном пространстве. Иначе антиутопия превратилась в местечковую трагедию.

"И фильм, и книга о социальной деградации человека. Вопрос - в уровне реализации. Мне кажется, что тут это было реализовано очень неплохо", – рассказывает кинообозреватель Марина Латышева.

Сарамаго вообще долго колебался. Писатель говорил: это жесткая книга о социальной деградации, и она не должна попасть в плохие руки. Фернандо Мейреллишу повезло не с первого раза. Прежде чем приступить к "Слепоте", он снял "Город Бога" и "Преданного садовника".

"Это достойная и интересная картина, но интересная, скорее, для любителей искусства, для любителей кино, нежели для широкой аудитории", – считает киновед Кирилл Разлогов.

Актеры посещали специальные мастер-классы. Исполнители главных ролей надевали линзы, в которых они ничего не видели, и это помогало им понять, как ощущают пространство незрячие люди. Причем на эти мастер-классы приходил и оператор-постановщик Сезар Шарлоне, придумавший и воплотивший в картине эту белую, похожую на густой туман слепоту.

"Фильм напрямую отсылает к одной из самых важных евангельских притч об апостоле Павле, который в слепом гневе творил бесчинные дела. Только когда Господь ослепил его, он по-настоящему прозрел", – поясняет киновед Нина Цыркун.

После того, как "Слепота" открывала два года назад Каннский кинофестиваль, картина не стала популярной. Да и в мировом прокате фильм фактически провалился. Впрочем, возможно у нас лента пройдет с большим успехом – на это прокатчики, наверное, всерьез и рассчитывают. Не зря ведь на май запланировано переиздание книги Жозе Сарамаго.