07.04.2010 | 10:08

Сто лет со дня рождения Ивана Соловьева

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения народного артиста СССР Ивана Соловьева. Почти полвека он играл в театре имени Ермоловой. Для коллег по сцене он был, как камертон, по которому сверяли точность актерской игры. В своих мемуарах он писал: "Если ты способный – работай, показывай и знай - ты получишь свое место в театре". Этому принципу Иван Соловьев следовал всю жизнь. Рассказывают "Новости культуры" .




Правильная биография советского гражданина – так можно было бы написать в личном деле актера Соловьева. Сын агронома из Пятигорска был звездой школьного драмкружка. Но то ли классовое сознание взяло свое или были другие причины, но после десятилетки Соловьев пошел на Сталинградский тракторный завод.

Владимир Павлов, ученик Ивана Соловьева: "Он начал с рабочего тракторного завода и дошел до народного артиста СССР, равных которому мало. Это мощь и последовательность движения к цели – основное качество".

Путь к вершинам Соловьев начал в театральной студии Николая Хмелева – легенды 20-х годов, одного из создателей МХАТовской школы. А потом попал в театр имени Ермоловой. И остался почти на полвека. В музее театра фотографии Соловьева в каждой витрине. Вот одна из первых ролей – Робин в спектакле "Время и семья Конвей" по Пристли.

Владимир Павлов, ученик И. Соловьева: "Когда Хмелев посмотрел его в этой роли, спросил: какая у вас путеводная роль? Соловьев ответил – Несчастливцев. Хмелев посмотрел с сожалением и сказал: ваше обаяние отрицательное и ваша путеводная звезда – Ричард III".

Вот только герои новой социальной формации не должны были иметь отрицательных черт. Названия спектаклей, в которых играет Соловьев, говорят сами за себя: "Люди с чистой совестью", "Парень из нашего города", "Русские люди". Так, несмотря на пророчество Хмелева, – за Соловьевым прочно укрепляется амплуа положительного героя.

Герман Энтин, ученик Ивана Соловьева: "В 40 лет он почувствовал, что стал повторяться, заштамповываться, не открывает ничего нового. И тогда судьба подарила ему такого учителя, как Кедров".

Метод физических действий – позднее открытие Станиславского. Такой подарок получил Соловьев на семинаре Кедрова. Соловьеву было около 50, когда он сыграл свою лучшую роль – Хлудова в "Беге" Булгакова.

Герман Энтин, ученик И. Соловьева: "Звонил Елене Сергеевне Булгаковой, с которой он был знаком. И вот как-то очень трепетно ей поверял, что он, наконец, нашел Хлудовские руки…"

Хмелев оказался прав. Отрицательное обаяние Соловьева с эпической мощью раскрылось в его последней роли. Он сыграл Ивана Грозного в спектакле "Василиса Мелентьева"".

Владимир Андреев, художественный руководитель Театра им. М.Н. Ермоловой: "Вообще у него амплитуды были такие резкие – от характера почти бессильного, робкого и очень сильного, порой, строгого, жесткого. Он относился к тем артистам, которые относятся к острохарактерным, разнохарактерным".

В 70-е Соловьев много снимался в кино. Правда, от "важнейшего из искусств" по-настоящему звездных ролей так и не дождался. На склоне лет Иван Соловьев писал книги, преподавал, ставил спектакли. В его постановке зрители увидели "Грамматику любви" по произведениям Бунина и "Конец-делу венец" по Шекспиру.