09.04.2010 | 12:18

Набор слов. 9 апреля 2010 года

Опыт преподавания в школе "Основ религиозных культур" - первые итоги. Премия "Инновация" - конкурс без интриги или соревнование победителей? А также что общего у Центрального Дома авиации и Дарвиновского музея? Вот некоторые темы сегодняшних газет. Подробности - в обзоре "Новостей культуры".



Уже неделю в школах 19 российских регионов преподают предмет "Основы религиозных культур". Газета "Ведомости. Пятница" собрала мнения и подвела первые итоги. Результаты эксперимента будут известны только в сентябре, однако заведующий кафедрой этики философского факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Вадим Перов комментирует: "Подозреваю, эксперимент уже признан удачным, в него вложены финансовые, организационные и идеологические средства, у него есть господдержка. Теперь это надолго". Тем не менее, споры вокруг "Основ религиозных культур" не утихают. Заместитель директора Института философии Андрей Смирнов считает, что существуют "два основных недостатка курса: он клерикален и делит детей по религиозному признаку". "Это не исправить никакими частичными улучшениями. Можно только убрать весь курс", - добавляет он.

***

"Роль министерства культуры - дать властям на местах методические рекомендации по созданию системы жизнедеятельности оркестров", - сказал в интервью "Российской газете" директор Свердловской филармонии Александр Колотурский. Сейчас в Екатеринбурге проходит Симфонический форум России, где не только звучит музыка, но и обсуждаются проблемы. "Государственная культурная политика только распределением грантов ограничиться, конечно, не может. Если для оркестров Москвы и Петербурга гранты еще могут быть панацеей, то в России, на мой взгляд, это ничего не даст. И можно только выразить сожаление, что вся эта система не прозрачна". В основе работоспособной системы - взаимоотношения трех главных участников процесса: местной власти, то есть учредителей, руководства оркестров и общества.

***

Пятый Всероссийский конкурс "Инновация" "воспринимается очень зрелым и... уконтентованным", - пишет Сергей Хачатуров на страницах газеты "Время новостей". Случайных людей почти нет, а номинанты действительно "делают погоду в российском contemporary art". Сергей Братков, группа "Коллективные действия", Павел Пепперштейн, Николай Полисский... "Кто бы ни выиграл - все не плохо", - пишет обозреватель. "И все же в общей картине премии наблюдается тревожная бесконфликтность, предопределенность побед и наград, которые будто бы неотвратимы, исключают какую бы то ни было интригу, напряжение и борьбу".

***

Григорий Ревзин на страницах издания "Коммерсантъ Weekend" проанализировал почти биологическую эволюцию летательных аппаратов. Искусствовед побывал в Центральном Доме авиации и космонавтики, который когда-то обладал богатейшей коллекцией. Среди экспонатов были работающие летательные аппараты 1920-30-х годов. В 1987 году музей закрылся на реставрацию, но "отсутствие должного учета при демонтаже и временном размещении экспонатов способствовало утрате особо ценных из них". Теперь это совсем другой музей. "Такое ощущение, что сюда сослали старого биолога-дарвиниста", - пишет Ревзин. "Пока это был музей раритетов, можно было восхищаться какими-то конкретными эпизодами жизни Яковлева, Ильюшина, Сикорского… Вместо них возникла логика эволюции, в которой все эти бесконечные летательные аппараты появляются сами собой, размножаются и разлетаются во все стороны, стремясь к какому-то последнему залу, где появится незнамо что".