12.04.2010 | 11:25

Фестиваль "Наша анимация"

В столичном кинотеатре "35 мм" в пятый раз прошел ежегодный фестиваль "Наша анимация". Самый репрезентативный на сегодняшний день смотр подошел к первому символическому юбилею в непростых условиях. Сокращение государственного финансирования заставило ведущих мастеров анимации публично поднять вопрос о будущем отечественной школы. На этом фоне программа фестиваля продемонстрировала не только лучшие новинки жанра, но и новые способы его выживания. Подробнее "Новости культуры".



Все самое сокровенное представлено на суд зрителя. Студентка ВГИКа Дина Великовская сегодня особенно волнуется: на фестивале покажут ее автобиографический фильм под названием "Мост" - историю развода, когда родители оказываются на разных берегах, а ребенок где-то посередине. "История о том, как люди не могут договориться – даже у моих кукол нет ртов. Потому что я подумала: раз они не умеют договариваться, рот им ни к чему", - признается Дина Великовская.

Фильм сделан в технике кукольной анимации. Это сегодня редкость. Для подобных картин нужен не только режиссер, но и мастер, который разработает конструкцию кукол, а таких специалистов на всю Россию – всего два - три.

Выразить свои переживания так искренне, как это сделала Дина, – верный способ создать что-то стоящее. Так считает известный режиссер анимации Иван Максимов.

В последние годы авторы все чаще отказываются рисовать под сценарий. Наоборот, сначала находят зрительный образ, а затем понимают, что же на самом деле внутри. "У человека все равно внутри есть какой-то эмоциональный опыт и какой-то месседж, который, может быть, не сформирован, но он его накопил – что он хотел людям сказать", - считает Иван Максимов.

Среди неновичков фестиваля – Валентин Ольшванг. Он не раз становился лауреатом суздальского и других анимационных фестивалей. Над 15-минутным фильмом "Со вечора дождик" Ольшванг работал три года. История капризной русалки началась народной колыбельной. Валентин Ольшванг говорит: "В ней уже есть, по моему ощущению, чеховская интонация. Когда надежды и мечты, и тревоги, связанные с этим". Только потом дополнилась рассказом Алексея Толстого. "Со вечора дождик" стал фильмом открытия фестиваля.

Для малышей - детская программа, также есть семейный показ и ретроспектива советского авангарда. Как говорят специалисты, интерес к графике 1920-30-х вновь возвращается. Вообще количество фильмов по сравнению с прошлыми годами из-за финансовых причин уменьшилось на четверть, и примерно в полтора раза снизился хронометраж.

Если раньше, как говорят специалисты, на все анимационные фильмы в нашей стране в год тратилась четверть бюджета первого "Шрека", то сегодня – одна шестнадцатая "Мадагаскара". С этим и связан спад производства мультфимов в последние два года. И новая система финансирования кино не известно, как обернется для анимации.

Мария Терещенко, куратор фестиваля "Наша анимация", рассказывает: "Организуется фонд, который будет получать основные деньги. Анимация остается у Минкульта, а Минкульту остается намного меньше денег. И анимация в числе приоритетов на последнем месте".

Из-за недостатка фильмов при отборе пришлось снизить планку. На фестиваль попали картины, созданные без участия государства, можно сказать, любительские. Это из минусов. Есть и положительные тенденции - в стране появляются новые школы анимации.