12.04.2010 | 11:39

Новый взгляд на "Новости культуры"

Начиная с 12 апреля на канале "Культура" запускаются сразу несколько крупных проектов. Многое меняется и во внешнем облике телеканала: обновляется его дизайн, программы "Новости культуры", а затем и "Магия кино" будут выходить в эфир из новых студий.
Руководитель пресс-службы канала "Культура" Роман Берченко встретился с творческой группой, создавшей дизайн обеих студий. Елена Шевелева – директор студии "Шип", Виктор Пронин – главный художник студии, Николай Полудень – начальник производства рассказали о том, как двигалась совместная работа с каналом "Культура", какие идеи были заложены в основу проекта и какие сложности пришлось преодолевать.

– Дизайн студии новостей и студии программы "Магия кино" – первый опыт вашего сотрудничества с телеканалом "Культура", но у вашей компании за плечами огромный телевизионный опыт и участие в едва ли не всех самых громких проектах последнего времени – от "Фабрик звезд", "Ледниковых периодов" и "Танцев на паркете" до студии программы "Время". Каким образом строятся обычно ваши взаимоотношения с телеканалами?

Елена Шевелева: Зачастую мы выступаем как художники-постановщики, выполняя весь производственный цикл "под ключ" – от разработки проекта до готовых интерьеров, иногда только как изготовители телевизионных декораций по предоставляемым нам эскизам. В других случаях наш художник Виктор Пронин работает в соавторстве с дизайнерами, арт-директорами разных телеканалов. В основном мы делаем большие шоу и новости, поскольку наше производство позволяет делать декорации высокого качества для близкого рассмотрения. Ключевой проблемой в том, чтобы студия или павильон выглядели на экране именно так, как они были задуманы в проекте, без потерь, является наше взаимодействие с операторской группой и художниками по свету. Не скрою, здесь иногда бывают шероховатости и накладки.

– А как решается эта проблема на канале "Культура"?
Елена Шевелева: К счастью, мы встретились на этом проекте с нашими друзьями, высочайшими профессионалами, которых мы знаем уже много лет. Это и главный оператор холдинга ВГТРК Валерий Гудков, и режиссер Константин Куц. Конечно же, успешный опыт нашей совместной работы с этими людьми рождает особую доверительную атмосферу. Поэтому мы очень надеемся, что и на этот раз легко найдем общий язык, и никаких проблем у нас не будет.

– Давно ли к вам обратился канал "Культура"? Дизайн-проект создавался спокойно ли или же в цейтноте?
Елена Шевелева: Оговорюсь сразу: в нашей работе времени в избытке не бывает никогда. Можно говорить только о различной степени цейтнота. Учитывая это обстоятельство, можно сказать: в случае с "Культурой" мы существовали в пределах нашей привычной нормы. Нам дали время подумать, не дергали по пустякам. Мы показали заказчикам далеко не первый вариант.

– В чем заключалась главная сложность работы над дизайном новостной студии "Культуры"?
Елена Шевелева: Прежде всего, в ее небольших размерах. Если студия программы "Время" – это 800 квадратных метров, то здесь 80 – ровно в 10 раз меньше! Общий план большой студии всегда красив, на нем не видно дефектов оформления. А когда ведущий сидит в метре от стены, мы замечаем каждый гвоздь, вбитый за его спиной. Работа с небольшими студиями гораздо сложнее огромных павильонов. Построить декорацию площадью 2000 квадратных метров при высоте 12 метров неизмеримо проще, чем "вписаться" в маленькую новостную студию. При этом еще надо учитывать, что эфиры идут не раз в неделю, а каждые 3 часа, и оформление не должно развалиться через короткое время.

– Это напоминает любимое русское занятие: подковать блоху… Скажите, пожалуйста, а как руководители канала "Культура" сформулировали идеи, которые должны быть реализованы в оформлении студии?
Елена Шевелева: Главный редактор Сергей Шумаков, который является основным генератором идей, высказал свое видение кратко, всего в нескольких словах - "чисто, легко, современно". Это очень совпадает с нашими ощущениями: сами мы всегда стремимся к тому, чтобы декорация не была декорацией – то есть чем-то внешним, чужеродным, а являла собой некое пространство, воздух, в котором легко, свободно и комфортно существовать. Надеемся, что мы "поймали" это ощущение… Другое дело, что перед нами были поставлены также дополнительные задачи, поскольку студию, которую мы оформляем, в будущем предполагается использовать не только для новостей.

– В старой студии, помимо "Новостей культуры", снималась не только внутренние новостные рубрики ("Худсовет", "Загрузка", "Набор слов"), но и программа "В главной роли". Какие из перечисленных передач "переедут" в новую студию? Какие еще программы в ней "пропишутся"?
Елена Шевелева: Там будут сниматься собственно новости, "Худсовет", интернет-обзор ("Сеть") и обзор прессы ("Печать"). Кроме того, в проекте заложена принципиальная возможность съемок новых рубрик, которые находятся еще в стадии разработки. Предусмотрены несколько точек съемки, которые позволяют дополнительно разместить в студии сразу несколько человек, заменить фон и создать фактически новую картинку. То есть потенциальные возможности студии гораздо шире сегодняшних, сиюминутных потребностей.
Нам удалось убедить руководство канала перевести "Новости" в другую, более просторную студию, между тем как изначально речь шла совсем о другом – о реконструкции ныне действующей. Сначала мы просили сломать стену, чтобы расширить пространство, но это оказалось невозможно. И тогда мы поняли, что воплотить то, что мы задумали вместе с руководителями "Культуры", можно только в новом помещении. Мы убеждены, что новости – это сердце любого канала, и останься "Новости культуры" в старой студии, хоть и переоборудованной, многое из того, что реализовано уже сейчас, было бы просто нереально.
Виктор Пронин: Разница в площадях между старой и новой студиями не так велика, но для нас она огромна. Природа телевидения такова, что иногда даже 2–3 лишних квадратных метра студийного пространства позволяют создать в кадре практически новую среду, новый интерьер. Классическое определение: "великая иллюзия", сказанное о кино, справедливо и по отношению к телевидению. В новой студии есть запас – к примеру, возможность одновременного существования трех человек, что в сегодняшних новостных программах почти не встречается. Сделан специальный стол довольно сложной формы: он двухуровневый, чтобы можно было совместить в одном пространстве стоящих, сидящих и даже… ходящих людей! Кстати, эти моменты мы специально оговаривали, когда речь зашла о рубрике "Сеть". Я не очень люблю так называемые "коробочки" – замкнутые пространства со считанным количеством точек съемки. В новой студии предусмотрена возможность в ходе выпусков новостей подключать Интернет не только в виде заранее снятой рубрики, но и в реальном прямом эфире – практически он-лайн. Это значит, что ведущий "Сети" должен во время выпуска находиться в студии, на специально оборудованном месте.

– Какие материалы, нестандартные решения вы использовали в отделке студии? Насколько они современны, как в них реализуется ваш замысел?
Елена Шевелева: Возможно, по поводу ультрасовременных материалов я вас разочарую. Практика показывает: для того чтобы купить дорогой современный материал и прибить его к стене, не надо ни ума, ни таланта. Но и выглядеть он будет как пластик на выставке, чего нам ужасно не хочется. Этим никого не удивишь. Удивишь идеями, уникальными предметами, которые сделаны руками. Материал сам по себе мало что определяет. Мы уже говорили: телевидение – это иллюзия. Металл, сделанный из фанеры, в кадре выглядит гораздо лучше, чем металл, сделанный из металла. Роскошный дубовый стол смотрится так, как будто он покрашен суриком. А для того, чтобы на экране он был дубовым, он должен быть либо расписан вручную, либо заклеен специальной пленкой, усиливающей фактуру дерева.
Николай Полудень: Об одном новшестве хочется сказать особо. Впервые в практике изготовления декораций для производства стола, за которым будут сидеть ведущие и гости, используется искусственный камень, который подсвечивается изнутри. Мы надеемся, что эта технологическая задумка "выстрелит".
Виктор Пронин: Нам хотелось, чтобы стол выглядел как цельный светящийся кусок оникса. Таким способом мы достигаем и технологического, и художественного эффекта. С одной стороны, встраивая свет в стол, мы имеем возможность корректно осветить лица – подобно нижней рампе в театре. С другой стороны, свечение камня придает студии теплоту, которая отсутствует в большинстве новостийных студий. В данном случае это показалось нам уместным и важным, поскольку, с нашей точки зрения, соответствует атмосфере и духу канала "Культура".
Елена Шевелева: Существовала изначальная технологическая сложность: из-за небольших размеров студии люди находятся очень близко к фону, и практически некуда ставить контровой свет, который также помогает избежать теней. Поэтому все фоны должны быть светящимися. Они сделаны из стекла с нанесенной на него цветной печатью и построены по принципу подвижных панелей шкафа-купе. Но при использовании лайт-боксов возникает следующая проблема: как сделать так, чтобы можно было легко поменять сгоревшую лампочку? Обычно доступ к лампочкам обеспечивается сзади, но если бы для этого мы отодвинули фоны от стены на 2 метра, в студии не поместилось бы то, что мы задумали. Поэтому Николай использовал особую систему роликов и направляющих, позволяющую быстро добраться до лампочек и проводов с лицевой части панели.
Николай Полудень: Конструкция заднего фона, которая собрана в студии, крепится не к стенам, а только к потолку, но при этом выдерживает нагрузки до 300-400 кг. К тому же учтем, что собрана она из кусочков, поскольку помещение, которое занимает канал "Культура", не приспособлено изначально для телевидения. Все это в разобранном виде мы проносили через обычные двери, поднимали на обычных пассажирских лифтах. Собрать такую конструкцию в студии, обеспечив безопасность ее эксплуатации, не потеряв ее жесткость и внешний вид, – очень сложная инженерная задача.
Елена Шевелева: Добавлю, что система подвижных панелей дает целый ряд функциональных преимуществ. К примеру, она предусматривает запасные панели для экстренного или специального выпуска новостей, которые позволят быстро поменять фон и тем самым резко обновить интерьер студии.

– Как вы просчитываете эти эффекты у себя в голове? Как работает ваша творческая фантазия? Это опыт? Или интуиция? Как удается не ошибаться в выборе?
Виктор Пронин: Мы ошибаемся, но быстро исправляем наши ошибки. Здесь очень много подводной работы, которая незаметна постороннему глазу. Наше преимущество в том, что мы соединяем вместе дизайн и производство. Лена много лет была моим заказчиком, прежде чем стать партнером. Провалы, потери чаще всего бывают именно на стыке проекта и его материализации, поскольку этим занимаются разные люди, разные организации. Работая "под ключ", мы отвечаем за свою работу, но и можем активно влиять на процесс производства вплоть до эфира и вносить по ходу необходимые коррективы. Как правило, мы проводим огромное количество технических совещаний с операторами, осветителями, звукоинженерами, оговаривая каждую мелочь – куда тянутся провода, как крепятся софиты…
Елена Шевелева: К сожалению, многим телевизионным профессиям нигде не обучают. Поэтому для того, чтобы выстроить в нашей компании весь технологический цикл от дизайн-проекта до сдачи "под ключ", нам оставался только один путь: брать молодых ребят, в том числе и на производственную часть, и учить их в процессе работы. В итоге каждый из тех, кто сегодня работает у нас на производстве декораций, – человек штучный, владеющий профессиями, которых не существует. Именно эти люди сейчас монтируют декорации новой студии канала "Культура".

– В какой степени в новой студии будут задействованы компьютерные технологии?
Виктор Пронин: Скажу прямо – весьма скромно, и вовсе не из-за отсутствия денег или нашей отсталости. Это осознанная и принципиальная позиция нашей компании. Мы сторонники того, чтобы не перегружать студии новостей сложной техникой. Дело в том, что эти студии используются в непрерывном режиме, это постоянно действующие механизмы. Если их перенасытить всевозможными новшествами, можно получить обратный эффект – технические сбои, да еще, не дай Бог, в прямом эфире. А рядовому зрителю, который видит в этом случае темную студию, в которой сидит несчастный ведущий, не объяснишь, что делалось все из лучших побуждений.
Николай Полудень: Внедрению подобных сложных технологий препятствует еще одна, чисто российская привычка. На Западе фирмы только думают год, готовятся, проверяют технические новинки. А у нас год обсуждают, будет или не будет проект, а на его реализацию остаются считанные недели.
Виктор Пронин: Это еще и вопрос философии. Есть большое кино, есть интернет-вещание и есть телевидение. Это очень разные вещи. Когда телевидение пытается тягаться с кино, эффект весьма плачевный. На мой взгляд, не стоит делать из студии новостей некое подобие "Аватара". Как говорится, кесарю кесарево, а слесарю слесарево. У телевидения своя специфика – особенно у такого телевидения, как "Культура". Хочется, прежде всего, хорошо увидеть человека, который тебе рассказывает что-то очень важное и интересное. Если за его спиной в кадре возникает какая-то анимационная ерунда, это только отвлекает – и больше ничего. Таково наше мнение. Возможно, кто-то сочтет его ошибочным, но мы его придерживаемся. То, что годится для "Фабрики звезд", где непрерывно что-то сверкает и переливается, совершенно неуместно для новостей канала "Культура". Мы донесли эту свою позицию до руководства канала, и нам доверились.

– Расскажите, пожалуйста, о технологии 3D, которая применялась в процессе работы.
Елена Шевелева: В трехмерной технологии 3D сделан дизайн-проект новой студии. Это инструмент, с помощью которого мы моделируем, как будет выглядеть студия, как будут расставлены камеры, как будет работать аппаратура. Уже давно никто не рисует руками, не клеит макеты. Речь идет, прежде всего, о раскадровке, освещении и многих других компонентах, которые режиссер, оператор, художник определяют на стадии 3D-моделирования. В условиях цейтнота, который часто сопутствует телевидению, это еще и своего рода компьютерный тренажер, который позволяет техническому персоналу освоится с новой студией задолго до того, как она построена в реальности. С другой стороны, такая технология работы очень экономична: дает возможность заказчикам – руководителям телеканалов – увидеть на мониторе картинку, которая будет, еще не вложив ни копейки непосредственно в производство.

– Ваша компания делала также дизайн новой студии для программы "Магия кино" – какие главные сложности пришлось преодолевать здесь?
Елена Шевелева: Главная сложность вполне привычная – для нас, по крайней мере: большую декорацию надо было вписать в скромный бюджет. При этом не хотелось создавать впечатление грандиозности происходящего, а наоборот – добиться ощущения камерности, которая, с нашей точки зрения, должна быть присуща каналу "Культура". И еще один важный момент – мы стремились придумать не декорацию, а некое пространство, которое близко к теме программы, но не иллюстрирует ее с помощью штампов: всевозможных киношных хлопушек и пленки с дырочками. В этом нас очень поддержал Сергей Шумаков, который тоже не сторонник подобных "лобовых" ассоциаций.

– Какие идеи закладывались в этот проект?
Виктор Пронин: Совместно с авторами программы мы создали две основные пространственные точки, в которых находятся ведущие – очень и очень условно их можно назвать "зал" и "фойе". Исходя из драматургии программы, они делятся следующим образом: "зал" – это место напряженного спора, жесткой дискуссии (поэтому здесь даже не предусмотрены стулья, кресла – люди стоят), "фойе" – точка для более спокойного обсуждения, примирительного разговора, возникающего ближе к концу программы (здесь уже появляются кресла и возможность беседовать сидя). Соответственно, и дизайнерские приемы во многом различны: "зал" решен математически жестко, "фойе" – более мягко.