12.04.2010 | 12:01

Премьера "Обрыва" в МХТ состоится в мае

В мае в афише Московского художественного театра имени Чехова появится новое название. Спектакль "Обрыв" обозначен в программе как "пьеса Адольфа Шапиро по роману Ивана Гончарова". Режиссер вносит уточнение: эта работа – попытка перевести на язык сцены грандиозную "энциклопедию чувств", знакомство с которой необходимо современному зрителю, ищущему нравственные ориентиры.

Наряду с Ольгой Яковлевой, Станиславом Любшиным и Анатолием Белым в постановке заняты и студенты школы-студии МХАТ. Подробнее рассказывают "Новости культуры".



Не обрыв, а пропасть между днем сегодняшним и перипетиями романа Гончарова. В этом режиссер Адольф Шапиро не сомневается, но именно поэтому и взялся за "Обрыв", причем, решил поставить его как русскую трагедию или трагедию на русской почве.

Шапиро считает, что театр должен быть перпендикулярен улице. То, что не вписывается в сумасшедший ритм города, наверняка, заставит задуматься зал.

"По этому роману можно сделать пять - шесть пьес. Одна пьеса будет называться "Бабушка", другая пьеса - "Вера", третья пьеса - "Райский", четвертая - "Марфенька"... Мне хотелось соединить все линии и донести до зрителы полифоническую структуру романа", - рассказывает Шапиро.

Режиссер говорит, что этим романом заинтересовался еще в детстве, и цитирует Толстого, отвечая на традиционный вопрос: что же здесь главное? "Я думаю, что был прав Толстой, когда говорил, что искусство должно заниматься тремя темами – любовь, смерь и вера. Все это есть у Гончарова", - считает Адольф Шапиро.

Главный по всем страстям, следуя букве Гончарова, конечно же, Райский. Герой Анатолия Белого - всколыхнувший кажущуюся неспешность происходящего.

"Для меня это картина исследования. Что это такое? Как оно зарождается в человеке, как оно живет, развивается, начинает им руководить, меняет его? Эта страсть может сломать чселовека, а может и переродить", - говорит заслуженный артист России Анатолий Белый.

13 ступеней вверх-вниз и обрыв где-то совсем рядом. Огромный светлый помост, на котором герои Гончарова иногда даже теряются. Каждая сцена – как отдельная картина в режиссерской экспликации, уходящая в темноту.

"Это сложно в постижении и самого оригинального сценария, и того, что осталось за кадром этого сценария, собственно романа Гончарова. О чем мы с режиссером Шапиро спорим", - говорит народная артистка РСФСР Ольга Яковлева.

Официальную премьеру спектакля по одному из трех великих гончаровских "О" в МХТ сыграют только в мае. Пока, чтобы постановка не повисла над обрывом, Московский Художественный устраивает серию превью. Чтобы все ступеньки были пройдены слаженно и четко.