13.04.2010 | 19:35

Выставка "И помнит мир спасенный"

Про художников-графиков времен войны обычно говорят: "Их оружием в борьбе с фашизмом был карандаш!". Работы лучших мастеров со всего мира представлены сегодня в Отделе личных коллекций Музея Изобразительных искусств имени Пушкина. Здесь открылась выставка, приуроченная к 65-летию Великой Победы. Впервые из запасников ГМИИ достали хрупкие листы графики, в которых нашли отражение события, происходившие в мире в середине минувшего столетия – от прихода к власти нацистов до трагедии Хиросимы и Нагасаки. Рассказывают "Новости культуры" .



В Музее изобразительных искусств имени Пушкина ежегодно проходят выставки, посвященные Великой Отечественной. На этот раз здесь представлены рисунки, литографии, открытки, которые зрители увидят впервые.

"Это всегда, каждый год, независимо от юбилейной формы. 60, 65, 70. Это всегда великая дата. Потому что то, что произошло 65 лет назад, я думаю, всегда останется в памяти", - уверена директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова.

Начинается экспозиция с тридцатых годов, времени зарождения фашизма в Германии. Именно тогда искусство в этой стране стали делить на то, которое прославляло существующий режим, и то, которое они называли дегенеративным. Генрих Фогелер и Эрих Борхерт обличали фашистские идеи и были вынуждены покинуть Германию.

"В тридцатые годы переехали в Москву, и один из них погиб в Караганде в 44-м году, так как был немцем… Хотя бежал фактически от фашизма", - рассказывает куратор выставки Надежда Морозова.

В тридцатые годы в Москве оказался один из знаменитых испанских художников- сюрреалистов Альберто Санчес. В 37-м году его произведения были представлены на Международной выставке в Париже, в павильоне Испании.

"И в испанском, в 37-м году выставлялась " Герника". Так вот, вместе с Пикассо выставлялся Санчес, представлял Испанию вместе с Миро и Пикассо", - напоминает Надежда Морозова.

Начиная с тридцатых годов, Санчес жил в Москве, и после смерти художника его работы попали в Музей изобразительных искусств, в том числе и серия рисунков "Пять стрел". Эти стрелы были геральдическим символом фашизма.

На выставке представлены, в основном, рисунки художников, самый живой непосредственный отклик на события войны. Когда началась Великая Отечественная, Юрий Пименов оказался в Москве. Но его рисунок посвящен блокадному Ленинграду. Это люди в ожидании бомбежки на крыше Эрмитажа. Очевидцем войны оказался американский художник Фред Эллис, сотрудник "Дейли Уоркер" в Нью-Иорке. Он изображает немецкие концлагеря, народное сопротивление. Здесь же фронтовые зарисовки Сойфертиса и рисунки Дейнеки, которые тоже редко представлены на выставках. А открытки, представленные на выставке, которые печатались в блокадном Ленинграде с 42- го по 44–й годы, пожалуй, самый массовый вид искусства. Их отправляли на фронт солдатам. Часто открытки сопровождались текстами песен военного времени. Заканчивается экспозиция августом 45-го года, когда американцы бомбили Хиросиму и Нагасаки. Война приводит к самоуничтожению. И в этом ее бессмысленность. Об этом - произведения японских художников Какуо и Уэно Макото.

Все материалы темы>>>