15.10.2012 | 20:02

Блистательный театр Мольера на подмостках РАМТа

В Российском академическом молодежном театре активно идет подготовка к открытию нового сезона. 1 ноября здесь представят мольеровского «Скупого». В постановке решились сломать не только, так называемую четвертую стену, которая отделяет зрителей от актеров. Здесь обойдутся вообще без стен. По задумке авторов, этот спектакль можно смотреть не только сидя в зрительном зале, но и взойдя на подмостки. Рассказывают «Новости культуры».

В первом спектакле нового сезона РАМТ возвращается к истокам – традициями площадного театра. В гигантское интерактивное пространство превращена основная сцена. Зрителя не просто приглашают в творческую лабораторию – предлагают участвовать в спектакле. Сами актеры выполняют сразу несколько функций. Вот они на помосте разыгрывают свои роли, а вот занимают место за гримерными столиками прямо на сцене. Лицедеи превращаются то в зрителей, то в музыкантов, то в реквизиторов. Режиссер Егор Перегудов устанавливает новые правила актерского существования.

«Правила игры таковы: мы немного со стороны смотрим на своего персонажа», – поясняет актриса Рамиля Искандер.

На знакомых героев создатели спектакля смотрят под другим, непривычным углом. Окружение скряги Гарпагона не вызывает никакого сочувствия. Дети и слуги тоже скупы: требуют денег, внимания, любви, уважения. Но давать что-то взамен не привыкли. На их фоне тиран Гарпагон и злодеем-то не кажется.

«Очень интересно, потому что проходит путь от того, какой я есть на самом деле. По ходу спектакля я репетирую, я ищу в себе скупость или жадность. И ужасно интересен этот вопрос: вообще скупой он или нет», – говорит народный артист России Алексей Блохин.

Спектакль призван разрушить стереотипы, заглянуть под мольеровские маски. Материалом для постановки послужил не только классический текст – режиссерскую фантазию вдохновляла сама личность сына придворного обойщика Жана-Батиста Мольера.

«Его жизнь, его страдания от театра. Потому что это единственный человек, который сидел в тюрьме за то, что он занимался театром. Человек, который в 16 лет все бросил и основал Блистательный театр. Само название – Блистательный», – отмечает режиссер Егор Перегудов.

Молодой режиссер на сцене РАМТа создает свой Блистательный театр. В нем античные котурны, статичные жесты и барочные парики театра игрового уживаются с театром психологическим– глубоким, пластичным. Тексты Мольера представлены в рок-обработке. И вот уже история, которой почти 350 лет, кажется современной: дети сталкиваются с непониманием отца.

Этот тот случай, когда спектакль можно посмотреть дважды. В первый раз – традиционно, из зрительного зала. А второй – с противоположной стороны – со сцены. Впечатления будут сильно отличаться.