14.04.2010 | 19:37

Сто лет со дня рождения художника Виталия Горяева

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения знаменитого художника Виталия Горяева. График, карикатурист, иллюстратор, глазами которого миллионы советских детей увидели "Трех толстяков", "Тома Сойера" и "Гекльберри Финна", героев Пушкина, Гоголя, Достоевского. О работах Виталия Горяева часто говорят: им присуща невероятная легкость. Был ли легким творческий путь художника? Рассказывают "Новости культуры" .



В мастерской Виталия Горяева – теперь музей. Его родственники бережно хранят рисунки, фотографии и дневники. Сохранилось больше тридцати тетрадей, в которые Виталий Горяев записывал, а точнее, зарисовывал все свои впечатления.

Рисовал с детства. А еще выступал в цирке, писал стихи. И если бы не показал их Владимиру Маяковскому, возможно, художником, никогда и не стал.

"Стихи совершенно не вдохновили Владимира Маяковского. Он сказал, что поэта из него не получится. А вот рисунки на полях этих стихов совершенно поразили Маяковского, и он сказал: "Слушай. Ты художник. Тебе нужно учиться. Взял его за руку и привел в Высший Художественный Технический институт", - рассказывает директор Музея им. В.Н. Горяева Наталья Аникина.

Через год Горяев перевелся в Полиграфический институт. Понял, что график. И уже дипломированным специалистом пришел в "Крокодил", где проработал больше четверти века. И даже на фронт он сумел принести юмор – "Фронтовой". Журнал выходил на Белорусском фронте. А после войны Горяев ослеплен – Солнцем русской поэзии.

"Когда он нарисовал юного Пушкина-лицеиста, ну, такое впечатление, что он в Царском Селе был рядом. Это курчавый мальчик, полный юного очарования", - вспоминает народный художник России Михаил Курилко-Рюмин.

А вот другой мальчик – Том Сойер. За иллюстрацию приключений американского сорванца советский художник Виталий Горяев взялся, можно сказать, вслепую. Рисовал страну, которую никогда не видел. Первое путешествие в Новый свет Горяев совершил только в конце 50-х – как сам говорил, чтобы увидеть Миссисипи.

Здесь же - иллюстрации к Гоголю. К "Петербургским повестям". Потом был Достоевский. В рисунках Горяева оживали герои Драйзера и О’Генри, Катаева и Олеши. Агния Барто практически предоставила Горяеву монополию на иллюстрацию своих сочинений. Популярный художник, востребованный. Признанный, но, как оказалось, не всем угодный и не всеми понятый.

Здесь, в Академии художеств кандидатуру Виталия Горяева рассматривали больше десяти раз, но каждый раз отклоняли. Это вообще небывалый случай, чтобы народный художник СССР, лауреат Государственной премии СССР так и не стал академиком. Уживчивый человек, Виталий Горяев оказался не самым уживчивым художником. Он отказывался свое творчество ограничивать рамками соцреализма.

Живопись в духе импрессионизма. Неудивительно, что эти работы называли идеологически невыдержанными. А вот, например, иллюстрации к "Идиоту". Тоже от соцреализма далеки. Художник Таир Салахов познакомился с Виталием Горяевым сначала заочно – в 15 лет увидел иллюстрации к "Американской трагедии" Драйзера. Потом лично – уже в Союзе художников.

"Его лицо для меня – глаза пытливые и умные, внимательно смотрящие, голубые глаза. Эта седина и его улыбка. Это дорогого стоит", - уверен народный художник СССР Таир Салахов.

"Один критик в книге о нем написал: "Молниеносная энергия штриха"", - отмечает народный художник России Михаил Курилко-Рюмин.

Эта энергия с годами не иссякает. Кажется, даже становится сильнее.