24.07.2012 | 11:50

Ирина Мирошниченко: "Сумасшедшая жизнь, но она моя!"

«Артистка вне времени», «советская Мэрилин Монро», женщина с иконописным лицом – столь разные эпитеты, и все это о ней одной. Народная артистка РСФСР Ирина Мирошниченко принимает сегодня поздравления с юбилеем.
Все ее роли созданы во имя любви и о любви. Каждый образ Мирошниченко строит на контрастах. Ее героини всегда запоминаются своей интеллигентностью, духовной красотой и эмоциональным подъемом. Кроме того, Ирина Петровна очень тонко чувствует стиль, любит и умеет создавать вокруг себя атмосферу красоты и элегантности. Она мечтала покорить мир кино и этот мир пал к ее ногам. Рассказывают «Новости культуры».

И в жизни, и на сцене, и на экране – только так, гордо вскинув голову, с походкой «от бедра», с этой непослушной челкой. Образ, который режиссеров покоряет до сих пор, так же, как покорял когда-то Ефремова и Виктюка, Тарковского и Данелию.

«Когда она снималась в фильме «Я шагаю по Москве», то пришла очень целеустремленная девушка, которая отнеслась по-деловому, насколько я мог ее наблюдать на съемочной площадке. Целеустремленно, с желанием выполнить задачу творческую и чисто производственную», - вспоминает кинооператор Вадим Юсов.

Французский язык, балет, музыкальная школа – с детства. Это, как она рассказывает, ей потом очень пригодилось. В кино Мирошниченко не раз переходит на язык Бодлера и Гюго.
Мирошниченко мечтала стать балериной. Образ Анны Петровны из чеховского «Иванова» она спишет с легендарной Иды Рубинштейн. У Жалакявичуса в «Аварии» будет расхаживать в нелепых гамашах только потому, что именно так на репетицию приходят балерины. На роль, поворотную для Мирошниченко, Андрей Кончаловский утвердит ее со словами: «Она не выглядит смешно за роялем».

Через 18 лет в той же роли – Елены Андреевны – уже во МХАТе. Спектакль, как актриса до сих пор полагает, самый для нее сложный. Репетировали его – так решил Ефремов – всего 10 дней.

«Утром репетиция, днем примерка, вечером опять репетиция. В общем, очень трудный период был, - вспоминает Ирина Мирошниченко. – И, конечно, я пришла к премьере, когда там кричу монолог «увезите меня отсюда, увезите, убейте, я не могу больше!»… Я завалилась на кушетку и кричала это все в искренней истерике».

В роли Аркадиной до сих пор на сцене Московского художественного. Именно об этой героине мечтала с самого первого выхода на легендарные подмостки. Еще в 1968начала учить знаменитые монологи – за кулисами, тихо, почти про себя повторяла их за Ангелиной Степановой. У мхатовских стариков училась не только быть актрисой, при этом оставаться и человеком.

«Чуткая актриса, - уверена народная артистка России Евгения Добровольская. – Она считывает, она очень внимательно относится к людям. Очень тонкий человек».

Самой обаятельной и привлекательной блондинкой советского кинематографа Мирошниченко стала как-то легко и сразу. Потом долго боролось со стереотипами, сражалась за роли, где эффектной быть совсем не нужно. В деревенском платке, с изможденным лицом, – зритель в фильме Губенко советскую Мерилин Монро узнавал не сразу.

Когда-то в ее жизни было и тридцать спектаклей в месяц. Сейчас, готовясь к очередному бенефису, в который раз прогуливаясь по мхатовскому фойе, говорит: взять и начать бы все сначала. Мечтаний неосуществленных у Ирины Мирошниченко по-прежнему много. «Да, наверно, сумасшедшая жизнь. Но она моя!», - говорит актриса.

К юбилею Ирины Мирошниченко наш телеканал подготовил передачу «Линия жизни». Она выйдет в эфир в пятницу, 27 июля, в 19:45 минут, а сразу по ее окончании – в 20:35 смотрите художественный фильм «Дядя Ваня».

Читайте также:

Ирина Мирошниченко: "Моя творческая интуиция меня не обманывает"