16.04.2010 | 12:44

"Анна Каренина" - желанная гостья Мариинки

Прямая 3D-трансляция из Концертного зала Мариинского театра стала впечатляющей увертюрой для Десятого международного фестиваля балета "Мариинский", который открылся минувшим вечером. Он будет проходить при участии мастеров танца России, Великобритании, США, Франции. В афише этого года – пять премьер. Первая и, вероятно, самая громкая состаялась в четверг, 15 апреля. Рассказывают "Новости культуры".



Традиционно фестиваль балета "Мариинский" открывается премьерой, и уже два года это право предоставлено Алексею Ратманскому и Родиону Щедрину. В прошлом сезоне был "Конек-горбунок", в этом – драма Толстого "Анна Каренина".

В нынешнем сезоне Мариинка сделала ставку на "Анну Каренину" и не прогадала, пригласив на постановку Алексея Ратманского. Его спектакль уже шесть лет идет в европейских театрах. Теперь балетная драма появится на старейшей петербургской сцене и, кажется, надолго.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая кочуют за "Анной Карениной" по всей Европе. Не пропустили ни одной премьеры. Копенгаген, Варшава, Хельсинки, Вильнюс, а теперь и Петербург. Свою "Каренину" Плисецкая танцевала почти сорок лет назад в Большом, именно для нее написал музыку Родион Щедрин. И вот – новая постановка Ратманского. Плисецкая не раздумывая станцевала бы новую Анну, так не похожую на привычную партию 1972 года.

"Только сюжет Толстого и музыка. А хореография совсем другая, ничего общего. Мне нравится Ратманский", – признается она.

Ратманский не расстается с "Анной Карениной". Он поставил уже пять спектаклей за шесть лет, и это не предел. Многие директора театров хотели бы иметь русскую драму в репертуаре. Каждый танцовщик мечтает о партии в этом балете.

"Это драма, практически мелодрама. Артисты любят этот жанр. Конечно, Анна – это роль жизни. Вронский и Каренин – тоже очень важные роли. И, конечно, из романа Толстого мы, в общем-то, сконцентрировались на любовном треугольнике", – рассказывает хореограф.

Вагон поезда на сцене – особая гордость Микаэля Мельбю. Идею его создания художнику подсказала игрушечная коллекционная модель. Мельбю уверен: именно в таком поезде путешествовали герои Толстого. Этот вагон из Польши. На покатой сцене Маринки поезд все время несло под откос в оркестровую яму, он никак не подчинялся дистанционному пульту. Но у Микаэля все под контролем – стоп-кран, на всякий случай, спрятан в самом вагоне.

Мельбю придумал не только декорации, но и . Из невесомого шелка сшиты платья шляпы, сюртуки, плащи. Они очень хрупкие и легкие.

"В исторических громоздких костюмах не потанцуешь. Я специально сделал их легкими и прозрачными. Сквозь них видны силуэты балерин, они как будто отражение души. При этом они очень уязвимы, быстро рвутся, поэтому у мастерских много работы с ними", – замечает художник спектакля.

Вместо привычных декораций – двадцатиметровый экран. Американка Венди Хэррингтон – автор видеопроекции. Видеоряд меняется с космической быстротой. Улицы старого Петербурга, бальные залы, лошади, поезд и даже времена года.

"Главный фокус здесь в том, что экран не плоский, а изогнутый. Мы делаем образы с разных проекторов. Приходится соединять, совмещать, штопать разную картинку. Только так можно передать дух эпохи", – поясняет дизайнер видеопроекции.

Впервые премьеру "Карениной" танцуют две такие балерины – Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. И впервые две такие разные примы исполняют одну партию. Обычно они на разных полюсах. Для Дианы Вишневой Анна – партия на выживание.

"Огромное количество красок, где нужно представить в полной мере и красоту светской дамы, дворянки, и красоту отчаяния. Почему отчаяния – потому что речь идет о любви, о женщине, о глубине этого отчаяния", – замечает она.

Вронский для Константина Зверева – первая главная партия. Офицерскую выправку, жесты, повороты головы, взгляд он отрабатывал перед зеркалом. Только в процессе работы понял: от любви до ненависти – один шаг.

"Полностью меняется отношение. В начале это настоящий герой-любовник, но идет постепенная смена – от любви до ненависти. И нужно без слов показать все эти чувства, эмоции", – говорит Зверев.

Для Валерия Гергиева "Анна Каренина" – самая желанная гостья. Для него Толстой – писатель на все времена. Музыка Щедрина – классика. Хореография Ратманского проверена временем, причем не только на артистах Мариинского театра.

"Одной из главных кульминационных вершин сезона, безусловно, должна стать "Анна Каренина". Мы повторяем этот спектакль многократно и в рамках балетного фестиваля, и особенно в рамках фестиваля "Звезды белых ночей". Это будет, как нам кажется, долгожданным и ярким событием", – подчеркивает Гергиев.

Родион Щедрин, как обычно перед премьерой, волнуется. Его присутствие в зале мобилизует и балетную труппу, и музыкантов оркестра. Маэстро даже шутит по поводу своей партитуры: "Моя музыка, по-моему, не обросла седой бородой. Мне кажется, что для нового поколения танцоров и нового поколения публики это должно быть увлекательно и интересно. Я хочу в это верить".

Спектакль делает международная команда. Русские, американцы, датчане, поляки – "Анну Каренину" знает весь мир. Русская драма понятна без перевода на любом континенте.

Все материалы по теме>>>