16.04.2010 | 12:45

Проза Солженицына: впервые на оперной сцене

Семь раз отмерить один и тот же спектакль предстоит жюри театрального фестиваля "Золотая маска". Опера "Один день Ивана Денисовича", постановка Пермского Театра оперы и балета имени Чайковского, выдвинута на высшую театральную награду в семи номинациях – лучшая опера, лучшая работа дирижера, режиссера, композитора, художника, лучшие женская и мужская роли. Впрочем, постановка заслуживает особого внимания уже тем, что она является первым опытом воплощения прозы Солженицына на оперной сцене. Сообщают "Новости культуры".




Рядом с манекенами - живые герои. Люди-тени - вместо имен и фамилий номера на груди. И не сразу понятно, где в этой серой толпе главный герой, день которого, как писал Солженицын, должен пройти, "ничем не омраченный". И таких дней у заключенного Ивана Денисовича было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
"Это драматургически сделанная повесть, и мы попытались вытащить из нее драматургичность, театральность, все, что работает на театр", -рассказывает режиссер-постановщик Георгий Исаакян.

Происходящее на сцене – это не реконструкция и не иллюстрация лагерной жизни, отраженной в повести Солженицына. В этой опере за колючей проволокой нет страшного реализма бараков.
"Думаю, что опера это - другой жанр, там это не обязательно. Но состояние ГУЛАГА, в котором 40 тысяч погибли…", - говорит художник-постановщик Эрнст Гейдебрехт.

Для того, чтобы понять, в каком аду жили заключенные, ощутить их безысходность и одиночество, оперные артисты посетили мемориальный музей Гулага.
"Ездили в мае, нахождение в бараках – ощущение зябкости, холода сырости. Это ощущение мы пытаемся передавать", - объясняет исполнитель роли Ивана Денисовича Павел Брагин.

Пожалуй, единственное яркое пятно в оперном действе – это появление на сцене жены главного героя.
"Представляю письмо, которое пишет жена Шухову в лагерь, живое письмо", - уточняет исполнительница роли жены Ивана Денисовича Татьяна Полуэктова.

Разрешение на эту постановку в свое время дал сам Александр Солженицын, который, как известно, никогда не был сторонником переноса своих произведений на театральную сцену. Но в письмах Александру Исаевичу режиссер оперы Георгий Исаакян писателя все-таки сумел убедить. В либретто ни одного лишнего слова – все строго по авторскому тексту.
"Конвоиров я сделал – несколько женских голосов. Мне казалось, что в этом есть еще больше жестокости. Иногда женский голос более жесток", - считает композитор Александр Чайковский .

"Один день Ивана Денисовича" - спектакль, который ставили в расчете на особенности сцены Пермского театра. Постановщики оперы обыграли чуть ли не каждый сантиметр сценического пространства. В Москве, чтобы показать спектакль на "Золотой маске", пришлось осваивать новую площадку. В музыкальном театре имени Станиславского и Немировича – Данченко сцена раза в два больше, чем в пермской оперном театре. При переносе спектакля на другую сцену эта разница в метрах может лишь навредить, и кое-что будет безвозвратно утеряно. Но, как обещают пермские артисты, зрители в Москве этого не заметят.

Все материалы темы>>>