17.04.2010 | 22:25

Владимир Васильев. Романтик классического танца

"Его танец отмечен не только техническим совершенством, но и глубиной мысли, и силой чувств. Он не только уникальный танцовщик, но и выдающийся актер" – так говорила великая Галина Уланова о Владимире Васильеве. Он вспоминает, что всегда мечтал только о балете: "Время, на которое пришлось мое детство, было тяжелое, военное, и танец заменял мне и игрушки, и сладости, и развлечения, которых мы были лишены". Завтра одному из величайших танцовщиков ХХ века, народному артисту СССР Владимиру Васильеву исполняется 70 лет. Рассказывают "Новости культуры".



Владимир Васильев начал принимать поздравления задолго до юбилея. Еще в Бразилии – туда он поехал на десятилетие балетной школы, которую патронирует Большой театр, и это самое любимое детище Васильева.

"Единственная в мире школа Большого театра за рубежом. С нашей программой, с нашими педагогами, по нашей методике преподавания", – поясняет он.

На далекой Амазонке о русском балете знают все. Танцевать классические спектакли – заветная мечта каждого ученика школы. Во время концертов зал на три с половиной тысячи человек всегда забит до отказа. С юными бразильцами Васильев поставил уже три спектакля. Никаких скидок на нежный возраст учеников не делал.

"За тысячи километров на другом континенте продолжается наша история. История Большого театра", – продолжает мастер.

После Бразилии – Америка. В Нью-Йорке в честь Васильева был дан грандиозный гала. Здесь легенду Большого всегда принимали на бис. Это был первый город, куда юный Володя Васильев приехал с труппой Большого театра в 1958 году. Свою последнюю "Жизель" он тоже танцевал в "Метрополитен-опера". Спустя двадцать лет Васильев снова вышел на сцену, но уже в собственной постановке.

"Тема была очень простая – взгляд в прошлое артиста, который прожил большую жизнь, и все лучшее, что он помнит, на него нахлынуло", – поясняет Васильев.

"Балладу №1 на музыку Шопена" он посвятил памяти Екатерины Максимовой – музы и жены. Женскую партию поставил на Дашу Хохлову.

"В какой-то мере повторяется история. Когда мне было восемнадцать лет, я танцевал с Галиной Сергеевной Улановой. Сейчас мне исполнилось семьдесят, я танцевал эту балладу с Дарьей Хохловой, которой исполнилось восемнадцать", – замечает он.

В Москве Васильев всего на несколько дней – небольшая передышка перед поездкой в Пермь. В свой день рождения он будет далеко от столицы. В Сибири откроет конкурс артистов балета "Арабеск". Он создал его с Екатериной Максимовой, а в этом году "Арабеск" посвящен памяти легендарной балерины. Ее уход разделил жизнь Владимира Васильева на "до" и "после".

"Тоска была бы постоянно, если бы не работа. Спасает работа. Это лучшее лекарство", – признается мастер.

Васильев потерял счет своим триумфам и наградам. На него ставили Бежар, Дзеффирелли, Голейзовский. Современные танцовщики до сих пор не перетанцевали его Спартака, Петрушку, Базиля, Макбета. А ведь были еще Нижинский, Паганини, грек Зорба... Часто на улицах к танцовщику обращались по имени его героев.

"Когда выходил, вся площадь вставала и кричала: "Зорба, Зорба"", – вспоминает он.

18 апреля Большой посвящает Васильеву "Жизель". 25 мая состоится гала в Париже. В начале шестидесятых столица Франции пала перед Максимовой и Васильевым, а Серж Лифарь присвоил ему звание лучшего танцовщика мира. После Парижа – постановка "Красного мака" в Красноярске, потом "Макбет" в Воронеже и очередная работа с Франко Дзефирелли. Васильев уже давно стал человеком мира, и этот мир снимает шляпу перед романтиком классического танца.

Все материалы по теме>>>