19.04.2010 | 10:47

Место фотографии в современной визуальной культуре

Ведущие отечественные фотографы, критики и искусствоведы стали участниками дискуссии о месте фотографии в современной визуальной культуре. Рассказывают "Новости культуры".




В помещении "Нового Арт Театра" дискутируют фотографы, искусствоведы и галеристы. Как отличить любительское фото от профессионального, а прикладную фотографию от искусства? Есть ли в России эксперты, рынок и образование? Вопросы широкие, говорят подолгу и страстно.

Александр Лапин, фотограф, преподаватель: "Сейчас только ленивый не открывает фотошколу. Это дело прибыльное. Очень прибыльное".

Желающих учится все больше.

Виктория Мусвик, критик, искусствовед: "Я чувствую интерес и к теории, и к истории фотографии, люди хотят знать, чем они занимаются".

С распространением цифровых камер фотография стала демократичной до безобразия. Интернет буквально завален фотопродукцией.

Андрей Безукладников, фотограф: "Благодаря Интернету каждый фотограф может организовать свою галерею, найти поклонников и единомышленников".

Но что за пределами этого зачастую анонимного и не иерархичного интернет-общения? Сколько их - экспертов, способных отделить зерна от плевел? Фотоагентств и галерей, готовых пустить найденные зерна в рост? Фотокритика на культурных полосах газет в отдельный жанр не выделена, авторов можно пересчитать по пальцам одной руки, агентств пять, галерей семь. Это ограниченное число фигурантов и отвечает за организацию свободного рынка в области фотографии.

Ирина Меглинская, галерист, куратор: "Я сейчас девяносто процентов интеллектуальных усилий трачу на то, чтобы придумать жизнеспособную конструкцию, которая позволяла бы действительно прекрасным нашим фотохудожникам получать деньги за свой труд".

Не так-то просто убедить коллекционера покупать не антиквариат, не живопись, а фотографию, - жалуются галеристы. Просвещенных заказчиков в этой области мало.

Андрей Безукладников, фотограф: "Они могут оба оказаться, и заказчик и исполнитель, очень низкого вкуса, и тот, и другой".

Потому российские фотохудожники продолжают творить, как в старые подпольные времена, вне рынка.

Андрей Безукладников: "Главный заказчик – это я. Сначала я снимаю, что мне интересно, а затем смотрю, не понадобится ли кому еще".

Вот недавно архив Безукладникова понадобился Ольге Свибловой. Был вывешен рядом с фотографиями Анри Картье-Бресона на основной выставке Фотобиеннале в "Манеже". Фотобиеннале, премия "Серебряная камера" и такие инициативы, как "Лучшие фотографии России", привлекают внимание к искусству фотографии и влияют на общий уровень визуальной культуры. Но в инвестиционной привлекательности фотографии еще предстоит убеждать и убеждать.

Ирина Меглинская: "Фотография не становится дешевле, она ведь сохраняет память, через 30 лет – она в любом случае имеет ценность".

То, что должно иметь ценность не через 30 лет, а сейчас – репортажная фотография. Ей занимаются не галереи, а посредники между фотографом и средствами массовой информации - фотоагентства. На этом рынке сегодня кризис.

Владимир Дудченко, руководитель фотоагентства, галерист: "По всему миру сейчас говорят о кризисе рынка бумажных СМИ, люди пытаются переместиться в Интернет с тем, что они делают и снимают".

Бежать из этого кризиса можно на территорию современного искусства. В этом году Владимир Дудченко организовал выставку азербайджанского фотографа Рены Эффенди, после которой фотографа номинировали на премию в области современного искусства "Инновация".

Владимир Дудченко: "Это гуманистическое исследование, не сиюминутное, это высказывание о нашей жизни".

Переход на территорию современного искусства сегодня - один из самых действенных способов связать производство-демонстрацию и рынок в области фотографии.